Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
50 лет знаменательному событию: три корабля в одновременном полете - Союз-6,7,8 !
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта

Отряды

Терешкова  |  Профессия  |  ПЕРИОДЫ  |  Отряды  |  Наборы  |  СЕРИИ

   Отряды (группы) космонавтов

  Следует обратить внимание, что названия отряд и группа очень близки (и часто используются вольно), хотя бывает тяжело назвать группой одного человека - космонавта!
    В конечном итоге сейчас единый отряд космонавтов Федерального космического агентства (с декабря 2010 года).
    Дополнительная информация внизу страницы.

Отряды
                 
        Отряд ЦПК ВВС - Отряд космонавтов ФГБУ «НИИ ЦПК»

    Первым отрядом космонавтов, сформированным  
в феврале — апреле 1960 года в СССР  был отряд военных космонавтов ЦПК ВВС и имел официальное название отряда — Группа ВВС № 1. 
      Первые - они всегда первые и заслужили персональную страничку в данном сайте!
 
Отряд космонавтов РКК «Энергия»  (1966 - 2010 гг)

  В феврале 1962 года С.П.Королёв направил в Правительство документы с обоснованием необходимости участия в полетах специалистов ОКБ-1 и ученых Академии наук СССР и его идея  была поддержана.
   В конце 1962 года была проведена встреча Сергея Павловича с сотрудниками ОКБ-1, написавшими заявления о приеме в космонавты и в  ОКБ-1 для этих инженеров стали проводится беседы и лекции по истории создания и пусков ракет, внешним воздействиям на человека в полете, биологии и медицине, радиотелефонной и телеграфной связи, системам космических аппаратов, двигателям и т.п.
    В середине 1963 года по линии ДОСААФ были организованы прыжки с парашютом. 19 июля 1963 года группа из примерно 30 сотрудников ОКБ-1, пройдя короткий медосмотр, выполнила парашютные прыжки на аэродроме в Коломне.
    Но даже в 1964 году речь шла еще не о создании собственного отряда, а лишь об участии в полетах гражданских специалистов.

   Первым реальным участием инженеров ОКБ в отборе космонавтов стал отбор по программе «Восход» в мае - июне 1964 года и для реализации этого в августе 1964 года в ОКБ-1 был создан летно-испытательный отдел № 90 (после преобразования ОКБ-1 в ЦКБЭМ - №731), исполняющим обязанности начальника которого был назначен Сергей Николаевич Анохин, которому и было поручено руководство подготовкой кандидатов от ОКБ-1.
     После успешного полета Константина Петровича Феоктистова в октябре 1964 года на КК «Восход» С.П.Королёв продолжал борьбу  для создания собственного отряда космонавтов. Отдельные инженеры ОКБ-1 (например, В.Севастьянов в отряде ВВС) проходили подготовку в других отрядах (большая группа инженеров  весной 1965 г. была направлена на обследование в Институт медико-биологических проблем, что и можно считать датой начала первого набора ОКБ-1. Официальное создание отряда состоялось через четыре года.

     Отдельный отряд космонавтов ОАО «РКК «Энергия» им .С.П.Королева» прекратил существование после принятия решения о создании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства в декабре 2010 года.

    Например, Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР (22-й космонавт СССР, 47-й в мире)
   Биография
   Годы жизни: 8 июля 1935 — 5 апреля 2010, Москва
    В 1953 году, по окончании с золотой медалью сочинской средней школы поступает в МАИ.
  
 В сентябре 1958 года, ещё будучи студентом, он начал работать по совместительству техником 9-го отдела ОКБ-1. По окончании МАИ, с апреля 1959 года работал инженером (с января 1964 года — старшим инженером) 9-го отдела ОКБ-1.
   С 1960 по 1963 годы Виталий Иванович читал курс лекций по механике космического полёта космонавтам Центра подготовки космонавтов. В июле 1964 года назначен на должность исполняющего обязанности начальника группы, а ноябре 1964 года был утверждён в должности начальника группы 90-го отдела. В том же году В. Севастьянов окончил аспирантуру 102 кафедры МАИ, а в апреле 1965 года защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата технических наук. В августе 1966 года Виталия Ивановича назначили на должность начальника сектора 731 отдела (отдел лётных испытаний) ЦКБЭМ.
   В январе 1967 года был зачислен в группу гражданских специалистов № 3 испытателем (кандидатом в космонавты-испытатели), а в мае 1968 года — в отряд космонавтов.
    В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.
   С февраля по октябрь 1969 года Севастьянов проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Союз» по программе группового полёта трёх кораблей со стыковкой.
   С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа космического корабля «Союз» по программе автономного длительного полёта (вместе с Андрияном Николаевым).
   1972 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на ДОС-2 в качестве бортинженера
   974 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию «Салют-4» в качестве бортинженера
    Полеты
    «Союз-9», длительность полета - 17 суток
    «Союз-18», длительность полета - 62 суток
   
    С января 1977 по февраль 1979 года он был командиром отряда космонавтов-испытателей НПО «Энергия», оставаясь одновременно инструктором-испытателем-космонавтом.
    Севастьянов работал заместителем начальника отдела НПО «Энергия». 30 декабря 1993 года Виталий Иванович уволился из НПО «Энергия» и отряда космонавтов в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации.

             Отряд космонавтов ИМБП  (Институт медико-биологических проблем)

   Отряд космонавтов ИМБП был создан после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №270-105 от 27 марта 1967 года, в котором был определен порядок создания отрядов космонавтов в Министерстве общего машиностроения, Министерстве здравоохранения и Академии наук СССР. На основании этого документа в ИМБП развернулись работы по созданию собственного отряда космонавтов. Активную роль в этом сыграл летчик-космонавт СССР Борис Егоров.
    Первая группа кандидатов в космонавты ИМБП был сформирована на заседании ГМВК 22 марта 1972 года. А 5 мая эта группа была юридически оформлена приказом №66 министра здравоохранения СССР Б.Петровского. Поэтому день 5 мая 1972 года считается датой создания отряда космонавтов ИМБП.
     Численность отряда менялась, достигнув в середине 80-х годов 10 человек. Однако в начале нового тысячелетия отряд, после ухода так и не слетавших В.В.Караштина и В.Ю.Лукьянюка, сократился до одного человека. Поэтому в январе 2003 года в ИМБП начался новый этап медицинского отбора будущих кандидатов в космонавты среди сотрудников института. Медицинскую комиссию проходили 5 человек. Но только один из них (Сергей Рязанский) получил допуск ГМК и на состоявшемся 29 мая 2003 года заседании ГМВК был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. По её окончании и после сдачи экзаменов, на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) 5 июля 2005 года он получил квалификацию «космонавт-исследователь». Прошел курс переподготовки и на заседании МВКК 12 ноября 2010 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». Во исполнение приказа Роскосмоса о создании единого отряда космонавтов в конце декабря 2010 года уволился из ГНЦ ИМБП РАН. С его уходом отряд космонавтов ИМБП прекратил существование.

  Например, Борис Борисович Егоров — советский Лётчик-космонавт СССР № 7, Герой Советского Союза (1964), полковник медицинской службы, доктор медицинских наук (1979), профессор (1984).
 
   Биография
  Родился 26 ноября 1937 года в Москве в семье врачей.
  На старших курсах медицинского института увлекся новой наукой — космической медициной и начал работать лаборантом в институте, который занимался разработкой этих проблем.
  В 1961 году, окончив лечебный факультет 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, Егоров окончательно встал на путь изучения проблем космической медицины. Он прошёл курс тренировок и подготовки к полёту человека в космос и активно включился в научно-исследовательскую работу.
 
  Полет - 12 октября 1964 года вместе с Владимиром Комаровым и Константином Феоктистовым на космическом корабле Восход-1 и стал первым врачом, полетевшим в космос.
 
  В 1964—1984 гг. работал в Институте медико-биологических проблем. В 1967 г. Б. Б. Егоров защитил диссертацию на степень кандидата медицинских наук. В 1984—1992 был директором НИИ биомедицинской технологии.
 
  Умер от инфаркта 12 сентября 1994 и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Отряд космонавтов Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.М.Громова  

   В 1976 году в СССР развернулись работы по созданию многоразового космического корабля «Буран» (МТКК «Буран»). При этом началось строительство шести полноразмерных макетных кораблей для различных испытаний и трех летных кораблей. 
   В рамках летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) планировалось осуществить десять пусков РН «Энергия» с кораблем «Буран». В первых пусках «Буран» должен был летать в беспилотном режиме, а летные испытания корабля в пилотируемом режиме могли были провести лишь люди. Доверить это можно было специально подготовленным высококлассным летчикам-испытателям Министерства авиационной промышленности (МАП) и Министерства обороны. 
    Для этого во время работ по программе «Буран», с 1977 по 1989 год в ЛИИ имени М.М.Громова, головном институте МАП, было проведено несколько наборов летчиков-испытателей для участия в испытательных (атмосферных) и в космических полетах.

   Немного об отряде ниже в информации о И.П. Волке - командире "волчат".

 Но .... в 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта

    В 1995 году Государственная межведомственная комиссия  рекомендовала руководству ЛИИ рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения отряда космонавтов и принять решение либо об увольнении космонавтов, либо об их использовании в существующей программе пилотируемых полетов, но руководство ЛИИ не спешило расформировывать отряд, в котором еще числилось на тот момент пять человек.

    Отряд космонавтов ЛИИ прекратил своё существование в 2002 году.
 
  Например, Игорь Петрович Волк (12 апреля 1937 — 3 января 2017) — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».
  
 Обучение
    В  956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).
    С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса. С 1984 г. Космонавт 3-го класса.
    В 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей ЛИИ и начал работать лётчиком-испытателем в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ. В 1995—1997 гг. возглавлял этот центр будучи одновременно заместителем начальника ЛИИ.
    Без отрыва от основной работы в 1969 году окончил Московский авиационный институт.

         Космические программы
    В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта — МиГ-105.11 .
    12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.
    Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М. М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. — командир, Левченко А. С., Станкявичус Р. А. и Щукин А. В. (первый набор).
    С апреля 1979 по декабрь 1980 года прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.

   С 26 декабря 1983 года проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полёт (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» — «Союз Т-11» (экипаж: Л.Д. Кизим, В.А. Соловьёв, Атьков) — «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта — 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Персональный позывной — «Памир-3».

    И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого пилотируемого космического полёта МТКК «Буран».

   До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

                      Отряд Академии наук СССР   (1967 - 2003 гг)

    История, созданного в 1967 году отряда космонавтов Академии наук СССР, была сложной и за все время в отряд был проведен лишь один полноценный набор. 
  
   Попытки организовать полет космонавта-ученого принимались неоднократно, они поддерживались головными предприятиями космической отрасли , в т.ч. и НПО «Энергия». Была попытка РАН принять участие в 2003 году в очередном наборе космонавтов, но  неорганизованность предварительного отбора руководством РАН не дала ни одного кандидата. В  2005 году, при новом наборе  космонавтов, у РАН вновь появился шанс сформировать свой отряд, но и он не был реализован, так как не удалось решить вопрос с финансированием.
  После включения Института медико-биологических проблем в систему РАН, некоторые стали рассматривать отряд космонавтов ИМБП РАН как отряд космонавтов Академии наук, но это сильно условно.

 И все же попытки АН СССР сформировать свой отряд позволяет говорить о нескольких наборах и даже отдельно выделить переводы в отряд Академии наук космонавтов из других отрядов.
  
   Долгое время отряд Академии Наук СССР (а затем Российской Академии Наук) служил как-бы перевалочным пунктом, в который переводились космонавты из других отрядов перед завершением своей карьеры. Проработав в отряде Академии наук несколько лет, они выходили на пенсию. 

     Группы
 
Группа (отряд) космонавтов Государственного Краснознаменного научно-испытательного института (ГКНИИ) ВВС им. В.П.Чкалова  
   
    Формирование группы летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС для работы по программе «Буран» началось в 1978 году, когда был проведен первый набор среди летчиков-испытателей института. Датой создания группы космонавтов-испытателей в ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова следует считать 7 августа 1987 года, когда она была официально образована приказом Министерства обороны (МО) СССР.

Датой же прекращения ее существования стало 30 сентября 1996 года, когда директивой Главного штаба ВВС №123/3/0716 группа космонавтов ГКНИИ ВВС была расформирована.

   Формирование этой группы космонавтов-испытателей имело несколько особенностей: 
   Во-первых, между первым набором для проведения атмосферных испытаний «Бурана» и началом формирования группы прошло 9 лет, в течение которых набор космонавтов-испытателей в ГКНИИ ВВС проводился дважды.
   Во-вторых, пополнение группы космонавтов-испытателей шло, за одним исключением, только из числа ранее отобранных летчиков-испытателей. Таким образом, за основу истории формирования группы космонавтов-испытателей ГКНИИ ВВС необходимо брать именно наборы в группу летчиков-испытателей.
    В-третьих, наборов как таковых в группу космонавтов-испытателей не проводилось. Ранее отобранные и прошедшие общекосмическую подготовку космонавты-испытатели зачислялись в группу для поддержания ее штатной численности в 5 человек.

   Для понимания вопроса формирование группы ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова выделяют  5 этапов.
     Первое зачисление в созданную приказом Министерства обороны СССР группу космонавтов-испытателей было проведено 7 августа 1987 года.
     Второе зачисление в группу было проведено 25 октября 1988 года.
    Третье зачисление было проведено аж 8 апреля 1992 года.
    Четвертое зачисление на вакантную должность в группу было проведено 30 января 1993 года.
    Пятое зачисление на вновь ставшей вакантную должность в группу было проведено 6 февраля 1995 года.

Отряд (группа) ЦКБМ - НПО Машиностроения 
   (п/я 80 - ОКБ-52 - ЦКБМ - НПО машиностроения - ФГУП «НПО машиностроения») 

    Создание собственного отряда (группы) космонавтов в возглавляемом Генеральным конструктором академиком В.Н.Челомеем Центральном конструкторском бюро машиностроения (с 1983 года - «НПО машиностроения») было связано с разработкой в ЦКБМ космического пилотируемого комплекса «Алмаз».
     Для проведения летно-конструкторских испытаний всего комплекса аппаратов, создаваемых по программе «Алмаз» (ОПС, транспортный корабль снабжения - ТКС и возвращаемый аппарат - ВА) и в соответствии с приказом Министерства общего машиностроения (МОМ) №145 от 22 апреля 1967 года, в ЦКБМ началось формирование группы инженеров-испытателей. Медицинское обследование кандидатов началось в конце 1967 года. Медицинские требования к этим инженерам не отличались от требований, предъявляемых к космонавтам, и они проходили такое же обследование в ИМБП, как и все остальные гражданские космонавты. 
  Первые инженеры получили допуск к спецподготовке 20 мая 1968 года, что можно считать датой образования группы. После выхода 7 июля 1970 года приказа МОМ №167, которым Генеральному конструктору В.Н.Челомею предписывалось создать группу подготовки космонавтов испытателей, на медобследование была направлена новая группа инженеров. Формальной датой формирования отряда космонавтов ЦКБМ можно считать 22 марта 1972 года, когда на заседании ГМВК первый инженер из группы спецконтингента был утвержден на должность космонавта-испытателя.
     В зависимости от индивидуальных качеств каждого члена группы, его эрудиции, интересов, производственной деятельности и опыта, спортивной подготовки, здоровья и времени прихода в группу, строилась и его работа в группе спецконтингента. Это могла быть научная (эргономические исследования, опытные работы), производственная, техническая деятельность, спортивная подготовки и т.д. Все они являлись испытателями ракетно-космической космической техники, и только некоторые из них представлялись на ГМВК, которая давала формальное разрешение на зачисление на должность космонавта-испытателя.

   Группа спецконтингента, созданная в 1969 году, просуществовала до 8 апреля 1987 года, когда вышел приказ МОМ № 138 о расформировании группы космонавтов-испытателей «НПО машиностроения».

   Валерий Александрович Романов    космонавт-испытатель ЦКБМ, опыта космических полетов не имеет (не летал).
       Родился 18 августа 1946 года - скончался 18 сентября 2014 года.

  В 1970 году окончил МВТУ им. Баумана. Защитил диплом по системам жизнеобеспечения космических станций.   
  С 1970 года работает инженером, с 1973 года - старшим инженером, с 1975 года - ведущим инженером ЦКБМ.
  С апреля 1987 года работал начальником отдела по разработке моделирующих комплексных стендов НПО машиностроения.
  С 1990 года являлся начальником отделения НПО машиностроения, занимал также должность заместителя начальника ЦКБМ.

     Космическая подготовка:
  26 июля 1973 года получил допуск ГМК к спецподготовке. Отобран в группу космонавтов решением ГМВК 1 декабря 1978 года.
  В 1974 - 1975 годах проходил углубленную теоретическую подготовку по ОПС «Алмаз» и ВА в ЦКБМ. С 17 июня по 25 июля 1975 года прошел парашютную и летную подготовку в аэроклубе ДОСААФ города Серпухов. Совершил 16 прыжков с парашютом и летал на самолете Як-18А (с инструктором), налет составил 8.5 часов.
   Являлся командиром экипажа наземного комплекса «Аналог» во время полетов станций «Салют-3» и «Салют-5».
   В сентябре - октябре 1976 года участвовал в отработке скафандров «Сокол-КВ» и «Орлан-Д».
   С 19 января по 8 февраля 1978 года принимал участие в испытаниях на невесомость по программе «Алмаз» на борту летной лаборатории (ЛЛ) Ту-104, отработал 50 режимов.
   В апреле - июне 1978 года проходил подготовку в школе аквалангистов на Черном море около Евпатории на мысе Тарханкут. Выполнял монтажные работы на глубине 10 - 15 метров.
    С 2 по 20 октября 1978 года проходил теоретическую подготовку в НИИ-30 (поселок Чкаловский) по ТКС и ВА.
    В 1979 году проходил теоретическую подготовку по конструкции ТКС в Филевском филиале ЦКБМ. Проводил работы в скафандре, отрабатывал действия экипажа в случае приводнения ВА, а также в случае аварийных ситуаций при нештатной посадке ВА. Участвовал в разработке бортовых инструкций экипажа.
    В 1979 году был включен бортинженером в условный экипаж и участвовал в Межведомственных комплексных испытаниях ТКС по реализации восьмисуточной полетной программы в НИИ-30 (поселок Чкаловский) в рамках подготовки к первому пилотируемому автономному полету ТКС.
    В 1982 году участвовал в морских испытаниях ВА (работа экипажа в ВА при нахождении его на плаву в течение трех суток при волнении моря 3 балла, а также эвакуацию ВА с экипажем вертолетом Ми-8).
   В августе 1982 года прошел подготовку на выживание в горах Тянь-Шаня в составе группы космонавтов под руководством Юрия Сенкевича.

  Награжден медалью «25 лет космической эры», медалью имени Ю.А.Гагарина, медалью имени академика В.Н.Челомея.

 Группа космонавтов ГКНПЦ им. Хруничева 

    В настоящее время один из флагманов отечественной космической промышленности, на котором были изготовлены, в частности, основные модули международной космической станции, не имеет своих представителей в отряде космонавтов.

    Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева (ГКНПЦ им. М.В.Хруничева) был образован в 1993 году на базе крупнейших производителей авиационной и ракетно-космической техники - завода им. М.В.Хруничева и конструкторского бюро «Салют».
   В середине 70-х годов это КБ не было самостоятельной организацией, а являлось Филёвским филиалом (ОКБ-23) Центрального конструкторского бюро машиностроения - КБ генерального конструктора В.Н.Челомея, расположенного в Реутове Московской области.    Поэтому информация об участниках этого набора представлена в разделе о группе космонавтов ЦКБМ (НПО Машиностроения).
  И хотя в конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения ЦКБМ и преобразовано в КБ «Салют». С 1981 по 1988 год это КБ входило в состав НПО «Энергия», а после 1988 года обрело самостоятельность, были лишь попытки создать группу космонавтов.  

  После создания ГКНПЦ им. Хруничева вопрос о формировании собственного отряда (или группы) космонавтов вновь стал актуальным. 28 июля 1997 года решением ГМВК к зачислению в качестве кандидата в космонавты от ГКНПЦ им.Хруничева был рекомендован Сергей Иванович Мощенко, подавший заявление в отряд и прошедший медицинский отбор ещё в 80-х годах. 1 декабря 1999 года по завершении ОКП решением МВКК ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя. 
   После появился первого космонавта ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, было решено сформировать группу из нескольких человек. Возглавить её должен был С. Мощенко. Планировалось, что кандидаты от ГКНПЦ будут включены в набор 2003 года. Однако... Ни одному из трех инженеров ГКНПЦ не удалось преодолеть медицинскую комиссию в ИМБП. Формирование группы не состоялось. 

   Сергей Иванович Мощенко (родился 12 января 1954 года) - космонавт-испытатель ГКНПЦ им. Хруничева, опыта космических полетов не имеет (не летал).

    Окончил МАИ (факультет «Летательные аппараты») в августе 1980 года и получил специальность «инженер-механик».
    С августа 1980 по 1997 год работал инженером-конструктором КБ «Салют» (с 1993 года - в составе ГКНПЦ им.Хруничева). Участвовал в разработке ряда узлов и механизмов для орбитальных станций «Салют-7», «Мир» и модулей серии 77КС. Имеет авторские свидетельства и патенты на изобретения, внедренные в производство. Принимал непосредственное участие в заключительной подготовке к пуску станций «Салют-7» и «Мир».

 
    Космическая подготовка:
    Проходил обследование в ИМБП в качестве кандидата в космонавты в 1989 - 1990 годах. 16 июня 1992 года решением Государственной комиссии был отобран от ГКНПЦ им.Хруничева в качестве кандидата в космонавты.
    В 1997 году решением ГМВК был повторно отобран в качестве кандидата в космонавты от ГКНПЦ им.Хруничева.
    С 16 января 1998 по 26 ноября 1999 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина.
    1 декабря 1999 года решением МВКК ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя (удостоверение № 187).
    С февраля 2000 года проходил подготовку по программе МКС в составе группы космонавтов.
    19 октября 2000 года решением Межведомственной комиссии (МВК) был утвержден в качестве бортинженера основного экипажа 7-й экспедиции на МКС-7 . Проходил подготовку к намеченному на весну 2003 года полёту в ЦПК им.Ю.А.Гагарина и Космическом центре им.Джонсона в США (в последствии был заменен на Александра Калери).
    С октября 2002 года проходил подготовку по программе МКС составе группы космонавтов.

    25 мая 2009 года по собственному желанию уволился из ГКНПЦ им.Хруничева, оформил пенсию и выбыл с должности космонавта-испытателя.

. В 2011 году курировал отбор желающих в кандидаты в космонавты в единый отряд космонавтов ФГБУ НИИ ЦПК от ГКНПЦ им.Хруничева.

            Группа космонавтов Куйбышевского филиала ОКБ-1 (ЦСКБ «Прогресс», город Куйбышев (Самара)) 

   Как говорят, своего отряда космонавтов в Центральном специализированном конструкторском бюро (ЦСКБ) «Прогресс» нет и не было, хотя это предприятие самым непосредственным образом связано с самыми первыми этапами советской пилотируемой программы.
   И говорят, что во второй половине 60-х годов в Куйбышевском филиале ОКБ-1 все же была предпринята попытка сформировать свою группу космонавтов. Хоть что-то по этому вопросу есть на сайте astronaut.ru

  В принципе одного космонавта  вполне можно назвать космонавтом ЦСКБ «Прогресс», хотя он и числится ныне в отряде РКК «Энергия». Это Олег Дмитриевич Кононенко, ставший в 1996 году космонавтом-испытателем 501-го отдела ЦСКБ «Прогресс» (автор ради такого случая изготовил соответствующий значок).  

   В 2017 года в открытом наборе Роскосмоса принимала участие единственная представительница 20-тысечного предприятия ракетно-космической отрасли АО РКЦ Прогресс Антонина Кулешова. Она была вызвана на очный этап набора, но не была допущена до представления на Главную медицинскую комиссию.

  Олег Дмитриевич Кононенко (род. 21 июня 1964 г.) — российский космонавт, Герой Российской Федерации (2009). Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса, 473-й космонавт мира, 102-й космонавт Российской Федерации.

 После окончания института Кононенко работал в Центральном специализированном конструкторском бюро (ЦСКБ) в Куйбышеве (Самаре). Кононенко начал работать в должности инженера и дослужился до ведущего инженера-конструктора. Занимался проектированием электрических систем космических кораблей.

 
   Космическая подготовка
   29 марта 1996 года Олег Кононенко был принят кандидатом в отряд космонавтов РКК «Энергия». С июня 1996 по март 1998 года он проходил курс космической подготовки в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. После сдачи экзаменов, 20 марта 1998 года, Кононенко была присвоена квалификация «космонавт-испытатель», и он был зачислен в отряд космонавтов на должность космонавта-испытателя.
     С октября 1998 года Кононенко проходил подготовку в группе космонавтов, отобранных для работы на Международной космической станции. В январе 1999 года Кононенко был переведён в группу космонавтов Ракетно-космической корпорации «Энергия».
      С 17 декабря 2001 года по 25 апреля 2002 года Кононенко проходил подготовку в качестве дублёра для полёта на корабле «Союз ТМ-34». С марта 2002 года Кононенко проходил подготовку в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМА-4» и бортинженера девятой долговременной экспедиции МКС. В состав 9-й долговременной экспедиции также входили Геннадий Падалка (командир) и астронавт США Майкл Финк. После катастрофы шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года было принято решение о сокращении экипажа долговременной экспедиции МКС с трёх до двух членов. В космос отправились только Падалка и Финк.
   С марта 2004 года по март 2006 года Кононенко проходил подготовку в группе космонавтов, отобранных к полёту на МКС.

      Первый космический полёт
  В мае 2006 года Кононенко был назначен бортинженером корабля «Союз ТМА-12» и 17-й долговременной экспедиции МКС. 13 февраля 2007 НАСА утвердило Кононенко в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-12» и экспедиции МКС-17. 6 ноября 2007 года комиссия Роскосмоса утвердила Кононенко для полёта на корабле «Союз ТМА-12» и МКС-17.
   Космический корабль «Союз ТМА-12» стартовал 8 апреля 2008 года и 10 апреля  пристыковался к Международной космической станции.
   Во время полёта О.Кононенко совершил два выхода в открытый космос.
   24 октября 2008 года корабль «Союз ТМА-12» отстыковался от МКС, спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории Казахстана. Продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 20 минут 11 секунд.

     Второй космический полёт
  О. Кононенко в качестве командира корабля «Союз ТМА-03М» стартовал 21 декабря 2011 года.
  На МКС он был бортинженером 30-й и командиром 31-й основной экспедиции. Совершил 1 выход в открытый космос.
  Приземление 1 июля 2012 года на том же корабле с тем же экипажем, продолжительность полёта составила 192 суток 18 часов 58 минут 37 секунд. 

     Третий космический полет
   О.Кононенко стартовал 23 июля 2015 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-17М».
   11 декабря 2015 года «Союз ТМА-17М» отстыковался от МКС, в тот же день  совершил посадку. Продолжительность полета составила 141 сут 16 ч 09 мин 29 с.

       Четвёртый космический полет
    30 ноября 2017 года решением Межведомственной комиссии утвержден в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз МС-09» и командира основного экипажа корабля «Союз МС-11».
    Стартовал 3 декабря 2018 года в качестве командира корабля «Союз МС-11» и успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Поиск»  российского сегмента МКС.
    11 декабря 2018 года совершил выход в открытый космос,  продолжительность выхода — 7 часов 45 минут.
    25 июня 2019 года экипаж корабля «Союз МС-09» в спускаемом аппарате успешно приземлился.
 
             "Группа" космонавтов НПП «Звезда», пос.Томилино, Московская область. 

  В принципе, как таковой «группы» космонавтов НПП «Звезда» никогда не существовало, так как в отряде космонавтов предприятие было представлено всего одним человеком.

  Томилинское научно-производственное предприятие «Звезда» - единственная организация в нашей стране, занимающаяся разработкой и производством скафандров, снаряжения и индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов. Именно здесь рождались и испытывались все типы космических скафандров, начиная с гагаринского и до последних модификаций скафандра «Орлан-М», используемого на МКС.

  При этом долгое время на «Звезде» вообще не было штатных испытателей. Всё, что создавалось на этом предприятии (в том числе космические скафандры), испытывали внештатные профессионалы. Одним из первых штатных испытателей МЗ «Звезда» стал в 1982 году Владимир Гайевич Северин.(поэтому автор изготовил соответствующий значок)

  Владимир Гаевич Северин (род. 20 ноября 1956 г.) — старший инженер-испытатель, космонавт-испытатель научно-производственного предприятия «Звезда». Герой Российской Федерации, Заслуженный испытатель космической техники РФ.
   
    Биография
   В. Северин родился в городе Жуковский Московской области в семье инженера-конструктора Лётно-исследовательского института, будущего Героя Социалистического Труда, генерального конструктора и генерального директора научно-производственного предприятия «Звезда». Русский.
   В 1973 году окончил среднюю школу № 1 в городе Жуковский. В 1973 году поступил в Московский авиационный институт на факультет «Летательные аппараты» (не доучился).
    В 1974—1976 годах проходил срочную службу в Советской Армии в звании рядового парашютно-десантной службы авиационного полка Военно-воздушных сил в посёлке Чкаловский Московской области. За время службы совершил 59 парашютных прыжков.
    По окончании срочной службы, в 1976 году возобновил учёбу в МАИ на том же факультете. До 1979 года учился на дневном отделении, с 1979 года — на вечернем отделении. Окончил МАИ в 1982 году.
   С 1979 года работал в отделе гидравлики ОКБ имени П. О. Сухого. После окончания МАИ остался на работе в ОКБ.
   С 1982 года работал старшим инженером-испытателем машиностроительного завода «Звезда», в посёлке Томилино Московской области. Испытатель космических систем безопасности и жизнеобеспечения. Участвовал в испытаниях различных модификаций космических скафандров «Орлан» и «Сокол», скафандра «Баклан» для стратегических бомбардировщиков Ту-160. При испытаниях скафандров и систем жизнеобеспечения «поднимался» в барокамере на высоту 100 и более километров. Участвовал в испытаниях на центрифуге, при этом во время одного из испытаний находился в центрифуге с перегрузкой 12 единиц в течение 187 секунд.
    С 1982 года по 1989 год был инструктором по горнолыжному спорту в отряде космонавтов.
    В течение пяти лет работал инженером-испытателем в Институте медико-биологических проблем. Принимал участие в испытаниях на центрифуге, на психологическую совместимость экипажей. Работал помощником ведущего инженера. Принимал участие в разработке новой катапультной системы — СКС-94, после чего работал по этой теме совместно с ОКБ имени П. О. Сухого. 

  В 1988 году подал заявление о приёме в отряд космонавтов. 11 мая 1990 года решением ГМВК отобран от МЗ «Звезда» в качестве кандидата в космонавты. С октября 1990 по март 1992 года проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов. Получил рекомендацию от комиссии о дальнейшем его использовании в качестве космонавта-исследователя космического корабля «Союз ТМ» и орбитальной станции «Мир».
    11 марта 1992 года решением Межведомственной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
    В 1992—1995 годах проходил подготовку в ЦПК в составе группы космонавтов по программе ОК «Мир», но к подготовке в составе экипажей не привлекался. В конце 1995 года покинул отряд космонавтов (не летал).

    Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1996 года «за мужество и героизм, проявленные во время испытания и отработки аварийных спасательных систем космических и летательных аппаратов» Северину Владимиру Гайевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

         28 апреля 2010 года Межведомственная комиссия по отбору космонавтов рассмотрела вопрос о формировании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства. 7 декабря 2010 года был издан приказ Роскосмоса №197 «О создании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства». О ходе создания единого отряда см. здесь. Формирование единого отряда проводилось на базе отряда ФГБУ НИИ ЦПК. Космонавты других отрядов (РКК «Энергия» и ИМБП) вначале должны были уволиться с прежнего места работы, и только после этого они принимались на соответствующие должности в ЦПК. В связи с этим формирование отряда проводилось в течение довольно длительного времени.

   По состоянию на 16 июля 2018 года в едином отряде числится 25 человек, при этом еще 2 человека продолжают оставаться в летно-испытательном отделе (отряде космонавтов) «РКК «Энергия».

    Командиром отряда космонавтов с ноября 2016 года является Олег Кононенко. Организационно отряд разделен на три группы и у каждой есть свой начальник:

  1. Группа инструкторов-космонавтов (летавшие космонавты) - Александр Мисуркин [с октября 2013 г.]
  2. Группа космонавтов-испытателей (нелетавшие космонавты) - Андрей Борисенко [с января 2013 г.]
  3. Группа кандидатов в космонавты - Александр Скворцов [с декабря 2015 г.]
 

   Наиболее полное и систематизированное изложение этой темы на сайте   astronaut.ru
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
Яндекс.Метрика
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS