Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
50 лет знаменательному событию: три корабля в одновременном полете - Союз-6,7,8 !
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта

"Пионеры"


 
Пионеры ракетостроения - это и ученые, и конструкторы, и изобретатели, и практики, но первые!

 К.Э.Циолковский — основоположник современной космонавтики. 
                                         
                        Черты биографии.
    (подробнее   Биография )

    Одна из работ Циолковского «Свободное пространство» 1883 г. Главным результатом этой работы можно считать впервые сформулированный Циолковским принцип о единственно возможном методе передвижения в «свободном пространстве» — реактивном движении: Вообще, равномерное движение по кривой или прямолинейное неравномерное движение сопряжено в свободном пространстве с непрерывною потерею вещества (опоры). Также ломаное движение сопряжено с периодическою потерею вещества…
В последствии он обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.
  В Калуге Циолковский написал свои главные труды по космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине. Также им была продолжена работа над теорией металлического дирижабля.


  Изучение аэродинамических свойств тел различной формы и возможных схем воздушных летательных аппаратов постепенно привело Циолковского к размышлениям о вариантах полёта в безвоздушном пространстве и о покорении космоса. В 1895 году была опубликована его книга «Грезы о земле и небе», а через год вышла статья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же, 1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованного в 1903 году. В этой книге были затронуты проблемы использования ракет в космосе.


  
Еще работы К.Э.Циолковского, характеризующие его, как пионера современной космонавтики
(годы написания или издания):
Путь к звёздам. Сб. научно-фантастических произведений (1960),
Труды по космонавтике (1967),
Грезы о Земле и небе (1986),
Промышленное освоение космоса(1989),
«Исследование мировых пространств реактивными приборами»(1926),
«Монизм вселенной»(1925),
«Цели звездоплавания»(1929),
«Звездоплавателям»(1930)
     
     Королев Сергей Павлович - тоже пионер космонавтики, хотя кажется что он наш современник.
    Родился он 30 декабря 1906 [12 января 1907] - такая дата рождения дала двойственность и в разных источниках (и на значках тоже) дата "прыгает": у кого-го год рождения 1906, а у кого и 1907. А сделать оговорку по какому стилю авторы забывают.

   
Первый этап профессиональной деятельности СП Королева был связан с авиацией, самолетостроением: в школьные годы он интересовался новой тогда авиационной техникой, а поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. В декабре 1929 года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4.


   Но  после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.
   В сентябре 1931 года С. П. Королёв и Ф. А. Цандер (еще один пионер) добились создания в Москве общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в 1933 году на её базе и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был сначала назначен его заместителем, а в 1935 году стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов.

    Вторая ступень пионерской работы по ракетной тематике стала работа (после арестов, осуждений, лагерей) в закрытых КБ ("шарашках").  С. П. Королёва в 1942 году перевели в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок.

    Третья ступень в работе по ракетной тематике - 8 сентября 1945 года С. П. Королёв вылетел в Берлин для изучении трофейной ракетной техники. В 1946 году там был создан новый советско-германский ракетный институт «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв.
   Для изучения и воспроизведения ракет ФАУ-2 на крупном подмосковном артиллерийском заводе N 88 в конце 1945 года было организовано Специальное конструкторское бюро по ракетной технике (СКБ РТ). Когда представители СКБ РТ прибыли в институт «Нордхаузен» для ознакомления с ФАУ-2, было принято решение назначить руководителем изготовления копии ФАУ-2 Королёва.
      В 1946 году он был назначен начальником отдела № 3 НИИ-88, в последствии Королёв стал Главным конструктором.

     А дальнейшая работа - это уже не пионерская, а настоящая профессиональная, в которой С.П. Королев достиг мировых вершин космонавтики.
   В настоящем проекте ему посвящена отдельная страничка, а также отдельная информация размещена на многих других.
    

 
    Андреев Александр Федорович (11 сентября 1893 г. - 15 декабря 1941 г в блокадном Ленинграде)- "ракетный Икар из Колпина".
    
    Он изобрел универсальный летательный аппарат с ракетным двигателем, предназначенный, в частности для использования в качестве индивидуального ранцевого средства передвижения, защищенный советским патентом № 4818 в 1928г. С датой этого изобретения большая путаница: 1924г- по дате принятия нормативного акт. на основании которого был выдан патент, 1921г- год подачи заявки, но это дата регистрации, а сама заявка была подана 19 декабря 1919г. Вот какая история с датой рождения этого проекта.
   
    Можно еще отметить, что проект с годами дорабатывался, например, добавились запальное приспособление, насосы, сосуд для жидких газов, также более широкая формулировка области применения аппарата - не только (в виде ранца) для полета человека, но и для перемещения небольших грузов, например, боевых снарядов.
 
    Бабакин  Георгий Николаевич (31 октября (13 ноября) 1914 — 3 августа 1971) — русский, советский инженер, конструктор,

   Начал свою трудовую деятельность с радиотехники, начав с рабочих позиций в Московской телефонной компании в 1930 году, работая в городской радиосети.
    С 1943 по 1949 годы работал над радиолокационными системами ориентации в Институте автоматики (Институт автоматики при ВСНИТО), где он был заведующим лабораторией, затем начальником КБ и главным конструктором.

     Пионер советской ракетной программе с 1949 года. Работая в отделе Бориса Чертока в НИИ-88 с системами «земля-воздух» и системами наведения.
     В 1952 году с группой коллег был переведён в конструкторское бюро С. А. Лавочкина для работы над межконтинентальной крылатой ракетой «Буря» и зенитно-ракетным комплексом В-300.

     В дальнейшем его работа по космическим программа была связана с НПО имени С. А. Лавочкина (Химки, Московская область), которое он и возглавил в 1965 году
     Особую известность ему принесла работа по созданию межпланетных станций, Лунохода-1.  


    Ветчинкин Владимир Петрович
(17(29) июня 1888 — 6 марта 1950) — советский ученый в области аэродинамики, воздухоплавания и ветровой энергии, ракетной техники и теоретической космонавтики, доктор технических наук (1927), Заслуженный деятель науки РСФСР (1946), действительный член Академии артиллерийских наук (1947).
    Основные вехи биографии:
   1915г - окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ)
   1918г - был одним из первых помощников Жуковского при создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ)
   1921—1925 годах читал лекции по теории ракет и космических путешествий, и был первым, кто обосновал оптимальность межпланетных перелётов по эллиптическим траекториям
   1923г - стал профессором Академии ВВС им. Жуковского
   1925—1927 годах работал над задачами крылатых ракет и реактивных самолётов, а позднее принимал участие в деятельности РНИИ (Научно-исследовательский институт реактивного движения)
 
     Герасимов Н.В.
  Идея использования гироскопа появилась в середине XIX века, а жизнь требовала практического применения этого явления, в т.ч. для навигации, в первую очередь для судов на море.
 
    Среди многих ученых, конструкторов и изобретателей успешного применения гироскопических устройств достиг Герасимов НВ.
Его первый проект в этом направлении был создан в 1909г.
 
   В последствии он стал главным конструктором корректирующих гирокомпасов для ВМФ.

     Граве Иван Платонович (25.11.1874 - 3.3.1960)  - Лауреат Сталинской премии СССР, Доктор технических наук, Профессор, Действительный Член Академии Артиллерийских наук, Начальник учебного отдела и Начальник кафедры  Артиллерийской академии РККА, Генерал-майор инженерно-технической службы.
  Граве ИП в 1895 г окончил Михайловское артиллерийское училище, а в 1900 г - Михайловскую  артиллерийскую академию и с 1904 г преподавал в ней.В 1918 г участвовал в организации Артиллерийской академии РККА, в которой работал до 1943 г Начальником учебного отдела и начальником кафедры.
   Граве - изобретатель ракеты на бездымном порохе: в 1915 г он впервые предложил использовать в ракетах прессованные длительно горящие шашки из бездымного пироксилинового пороха, в 1916 г на Шлиссельбургском пороховом заводе им были изготовлены и испытаны такие пороховые шашки и в этом же году изобретение было запатентовано (в 1924 г подтвержден).
   Одни только имена его учеников, большинство из которых показаны и на этом сайте, говорят о вкладе Граве ИП в развитие отечественной реактивной техники: Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов, И.И. Гвай, Л.Э. Шварц, Ю.А. Победоносцев, В.А. Артемьев и другие, которые продолжили его работы, в т.ч. и по созданию реактивной артиллерии.

   Засядко Александр Дмитриевич
-конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант (1829).

   "Засядко является не только одним из создателей отечественной боевой ракеты, но и инициатором массового применения ракет в войне ....."
    Профессор А. Космодемьянский

  Разработанные им ракеты имели дальность полета до 6000 метров (английские ракеты Конгрива — до 2700 метров).
  Высчитал, сколько пороха потребуется для полета такой ракеты на Луну.
  Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами.

      Жуковский Николай Егорович
(5 [17] января 1847, с. Орехово (ныне Владимирской области) — 17 марта 1921, Москва) — русский механик, создатель аэродинамики как науки.
  Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища (с 1918 г. — Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).
  Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука, в т.ч. основополагающих явлениях как подъемная сила крыла, гидроудар и т.п. в 1908 г. Жуковский создал Воздухоплавательный кружок, а в 1909 г возглавил создание аэродинамической лаборатории в Московском высшем техническом училище. При его активном участии были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Московский авиатехникум (Военно-воздушная академия).
  Имя Жуковского Н.Е. навсегда останется в истории авиации и космонавтики, его имя присвоено: Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский); Военно-воздушной инженерной академии (г.Москва); Харьковскому авиационному институту; Омскому авиационному техникуму; Кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана; Кратеру на обратной стороне Луны.

     Ильин Николай Яковлевич ( (23) марта 1901, Калужская губерния — 29 августа 1937, Ленинград) — один из пионеров ракетной техники.

   В его биографии есть такие вехи:  начальник Газодинамической лаборатории (1931—32гг.), начальник  НИИ КБ-2 Управления военных изобретений Технического штаба Начальника вооружений РККА (1933-37гг), интендант 2-го ранга РККА (1936).

    При его руководстве, в 1932 г были проведены первые официальные стрельбы ракетами с самолета И-4 по наземным целям и в том же году инженеры ГДЛ начали разработку пусковых установок самолета Р-5 для стрельбы по наземным целям ракетами
калибров 82 мм и 132 мм.

 

     Кибальчич Николай Иванович - русский изобретатель, теоретик и революционер.
  (годы жизни 19 [31] октября 1853 — 3 [15] апреля 1881, Санкт-Петербург)

  23 марта 1881 года Н. И. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата (
оригинальный "проект воздухоплавательного прибора")   способного совершать космические перелёты. с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты, при этом  рассмотрев отдельные конструктивные элементы аппарата- подачи топлива, управления, стабилизации. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 г. в журнале «Былое», № 4—5.

  За участие в революционной борьбе, в т.ч. как участник покушения на Александра II, был казнен.

 
            Память о нем увековечена:

  - именем Кибальчича назван кратер на Луне.
  - также его именем названы улицы в Киеве, Харькове, Москве, Волгограде, Калуге и Астрахани, Одессе, Санкт-Петербурге
  - В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный изобретателю.
  - В СССР и Украине были выпущены почтовые марки, посвященные Кибальчичу.


     Кондратюк Юрий Васильевич (псевдоним) — Александр Игнатьевич Шаргей -один из основоположников космонавтики.
  (годы жизни 9 (21) июня 1897, Полтава — 25 февраля 1942)
  Его основные научные работы:
  «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919) В этой работе, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе.
  «Завоевание межпланетных пространств» (1929) В этой книге автор изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить».
  В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне, которая была впоследствии названа «трассой Кондратюка». Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон».


   Еще в начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».
     Вечная память пионеру космонавтики:
  • В Полтаве Ю. В. Кондратюку открыт памятник.
  • В 1992 году имя Ю. В. Кондратюка присвоено Новосибирскому аэрокосмическому лицею.
  • В честь Кондратюка названа одна из площадей Новосибирска.
  • На Украине учреждена медаль имени Ю. В. Кондратюка.
  • Одна из улиц Киева носит имя Юрия Кондратюка. На одном из домов улицы висит мемориальная доска.
  • В 1997 году имя Ю. В. Кондратюка присвоено Полтавскому техническому университету, ныне это Полтавский национальный технический университет имени Ю. Кондратюка.
  • Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.
  • В Москве существует улица Кондратюка, названная в честь учёного и входящая в комплекс улиц, названия которых посвящены освоению космоса. До 1965 года улица называлась 2-м Новоостанкинским переулком.
  • На Украине были выпущены юбилейная монета «Юрий Кондратюк»[8] и две почтовые марки (1997 и 2002) его памяти.
  • В городе Рубцовске есть улица Юрия Кондратюка.
  • В станице Октябрьской Крыловского района Краснодарского края находится «Мемориальный музей Ю. В. Кондратюка».


     Победоносцев Юрий Александрович ( 20 февраля 1907, Москва — 8 октября 1973, Баку) — советский конструктор ракетной техники? учёный, внёс большой вклад в теорию горения порохов в камере ракетного двигателя, установив критерий устойчивости горения, известный как «критерий Победоносцева».
    Основные вехи биографии:
    В 1926 году поступил в МВТУ, закончил МАИ (1930) .
   С 1925 года работал в ЦАГИ,
   с 1932 года — в Группе изучения реактивного движения (ГИРД),
   С 1933 года — в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Участвовал в создании гвардейских минометов Великой Отечественной войны (М8, М13, М31) — «Катюша» .
   С 1941 по 1950 год работал в МВТУ, заведующий кафедрой «Баллистические ракеты» с 1948 по 1950 год.

    Победоносцев  участвовал в создании гвардейских минометов Великой Отечественной войны (М8, М13, М31) — «Катюша».

  Награды и звания пионера ракетостроения:
  Доктор технических наук (1949), профессор, член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Лауреат Сталинской премии 2 степени (1941), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1967), награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени , орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.


     ПОМОРЦЕВ Михаил Михайлович  (12. 07. 1851 - 19. 06. 1916, Петроград) - ученый и изобретатель, генерал-майор артиллерии. Он  окончил Михайловское артиллерийское училище в Петербурге (1871) и Академию Генерального штаба (1878).
 
   Поморцев преподавал топографию, геодезию, метеорологию, аэрологию в Военно-инженерной академии, в Артиллерийском училище, в Петербургской воздухоплавательной школе.
 
   В 1902 г. по инициативе Поморцева артиллерийскому ведомству выделены средства на опыты сракетами. Он проводил их на Петербургском артиллерийском полигоне, в Севастополе, на Ракетном заводе в Николаеве. С целью увеличения дальности полета и кучности падения ракет в 1902–1905 гг. предложил и испытал около 20 типов несущих и стабилизирующих поверхностей (стабилизаторы для ракет, крылья и др.).

    Рынин Николай Алексеевич
(11 декабря (23 декабря) 1877, Москва — 28 июля 1942, Казань, в эвакуации) — советский ученый и популяризатор в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД. Автор ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы.
   В 1924 году — участвовал в работе московской «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, в числе членов которой были Ф. Э. Дзержинский, К. Э. Циолковский, В. П. Ветчинкин, Ф. А. Цандер, Я. И. Перельман и другие.
  В 1928 году при участии Рынина в Петербургском институте инженеров путей сообщения была организована Секция межпланетных сообщений.
  В 1928-32 годах издал «Межпланетные сообщения» (выпуски 1-9) — первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космонавтики.
  В 1966 году, связи с 40-летием Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) Комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила кратерам на обратной стороне Луны имена 10 работников ГДЛ и других учёных и конструкторов, которые в разное время занимались ракетной тематикой: Засядко, Константинов, Кибальчич, Фёдоров, Поморцев, Тихомиров, Кондратюк, Цандер, Петропавловский, Лангемак, Артемьев, Косберг, Ильин, Клеймёнов и в.ч. Н.А. Рынин.

      Тихонравов Михаил Клавдиевич
— (1900 — 1974) — пионер в разработке космической и ракетной техники.
   С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы.
   В середине 1940-х годов он продолжил работу над проблемами проектирования высотных геофизических ракет для изучения верхних слоёв атмосферы Земли, начатую ещё в 1930-е годы.

    Одновременно Михаил Клавдиевич по совместительству вёл преподавательскую работу.
С 1931 года читал в Московском авиационном институте курс "Моторные установки".
Затем с перерывами преподавал в МАИ (в 1930-1931 годах и в 1960-1974 годах), на Высших инженерных курсах в Московском Высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана (в 1948-1950 годах), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности (в 1950-1953 годах, в связи с уменьшением загруженностью работой в НИИ-4), Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского (в 1944-1947 годах).

   Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

      Цандер Фридрих Артурович
— советский учёный и изобретатель.
 (годы жизни 11 (23) августа 1887, Рига — 28 марта 1933, Кисловодск)

 В 1908г Цандер опубликовал свою первую работу, посвящённую межпланетным путешествиям, рассмотрев в ней вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полёте. Цандером впервые была предложена идея космических оранжерей, то есть выращивания съедобных растений непосредственно на борту космического корабля.
  В 1911г им была предложена идея использования части конструкции корабля как дополнительного запаса высокоэффективного топлива.
  В 1924г опубликовал в журнале «Техника и жизнь» статью под названием «Перелёты на другие планеты», в которой Цандер высказал идеи о выгоде применения прямоточных реактивных двигателей, о возможности использования и конструкции солнечного паруса и передаче энергии к движущейся ракете.
 
    Янгель Михаил Кузьмич (25 октября [7 ноября] 1911, д. Зырянова, Иркутская губерния, Российская империя — 25 октября 1971, Москва, СССР) — русский, советский конструктор ракетно-космических комплексов.

   В 1931 году поступает в Московский авиационный институт (МАИ), который оканчивает с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. И дальнейшая его трудовая деятельность была связана с самолетостроением:в филиале в КБ Н. Н. Поликарпова (1935—1944) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолётов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США.      Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолёта По-2. В Министерстве авиационной промышленности СССР (1946—1948) координировал работы по развитию самолётостроения.

     Но после войны занялся ракетной тематикой - он основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950—1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36.

    В космических программах участвовал как начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград, Московской области, 1950—1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), город Днепропетровск (1954—1971). Наиболее известные проекты: ракеты-носители «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», космические аппараты «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954—1971). 


  Николай Коперник не очень наш соотечественник (поляк или немец) - 19 февраля 1473, Торунь — 24 мая 1543, Фромборк
  Он известен как автор гелиоцентрической системы мира (вселенной, космоса), положившей начало первой научной революции.
     Его основной труд - О вращении небесных сфер.  И можно сказать, что учение Циолковского открыло новый этап в преодолении геоцентризма в поддержку теории гелиоцентризма Н.Коперника.
   И как дань уважения к нему - Космический аппарат Интеркосмос 9 (КОПЕРНИК – 500)
   При освоении космоса о  Копернике не забывают и даже выпускают о нем  значки, монеты и медали.
    
 ПРИМЕЧАНИЕ: данный раздел также несколько условный, так как наши специалисты ракетостроения и космонавтики, практически все являлись пионерами в какой-нибудь области или вопросе данной темы.
   Для определенной ориентации пионерами в данном проекте считаются те, чья основная работа в этом направлении была до 1945г.
  А общую информацию о людях, причастных к ракетостроению и космонавтике, отмеченных (информацией и космическими значками) на данном сайте, можно посмотреть на страничке  Список №1
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS