Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
В марте 75 лет со дня рождения космонавта Савиных Виктора Петровича!
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта · Словарь КосмоФал

Конструкторы

Ученые  |  Конструкторы  |  Руководители

       В этой подтеме показаны и конструкторы (главные конструкторы).  
(В ряде случаев конструктор - он же и ученый и т.п.)

   Циолковский К.Э. (5 (17) 09.1857 — 19.09.1935).
     Черты биографии.
  В раннем дестве Костя проявил интерес к мастерству (конструированию). «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом», — напишет он позже.
  В 70х годах он самостоятельно изготовил астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Увлекался фокусами и делал различные приспособления для этого. Проводил опыты с бумажной моделью аэростата, наполненного водородом, придумал проект машины с крыльями.
  Одной из главных проблем, занимавших Циолковского почти со времени приезда в Боровск, было создание аэростатов. Применявшиеся в то время аэростаты с оболочками из прорезиненной ткани имели существенные недостатки — ткань быстро изнашивалась, срок службы аэростатов был небольшим. Кроме того, из-за проницаемости ткани водород, которым тогда наполняли аэростаты, улетучивался, а внутрь оболочки проникал воздух. Образовывался гремучий газ (водород+ воздух), достаточно было случайной искры, и происходил взрыв. Циолковский разработал аэростат собственной конструкции - дирижабль наполнялся горячим воздухом, оболочка -тонкая металлическая была гофрированной.


  В Калуге Циолковский также не забывал о науке, об астронавтике и аэронавтике. Он построил специальную установку, которая позволяла измерять некоторые аэродинамические показатели летательных аппаратов. Поскольку Физико-химическое общество не выделило ни копейки на его эксперименты, ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований. К слову, Циолковский на свои средства построил более 100 экспериментальных моделей и протестировал их. Через некоторое время общество все таки обратило внимание на калужского гения и выделило ему финансовую поддержку — 470 рублей, на которые Циолковский построил новую, усовершенствованную установку — «воздуходувку».
 Работы К.Э.Циолковского, связанные с решением технических (конструкторских) вопросов: Труды по ракетной технике (1947), Реактивные летательные аппараты (1964), «Космический корабль»(1924), «Космическая ракета. Опытная подготовка»(11927), «Труды о космической ракете 1903—1907 гг.»(1928), «Космические ракетные поезда»(1929), «Реактивный двигатель»(1929), «Звездолёт с предшествующими ему машинами»(1933), «Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде»(1933)


   Королёв Сергей Павлович - конструктор и организатор производства РКТ и ракетного оружия СССР.
    Черты биографии Биография
   Практическим началом настоящего ракетного (космического) конструирования С.П. Королева можно считать с августе 1946 г., когда он начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.
   Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как главным конструктором, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г успешно сдаёт её на вооружение.
   В течение одного только 1954 г Королёв одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.


  В 1956 г под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения. В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.
  В 1955 г (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.
  Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.


   4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.
   Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
   12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
   Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. О
   Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.


  Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».
  Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал, разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС — Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.

  Королёв Сергей Павлович -  основатель практической космонавтики.
    
    Награды и звания
  Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961), три ордена Ленина, орден «Знак Почёта», медали.
  Лауреат Ленинской премии.
   Академик АН СССР.
   Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур.


Адасько Владимир Иосифович— директор ВНИИ электромеханики лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, главный конструктор космических аппаратов “Метеор”.
 В.И.Адасько родился в 1933 г., умер- 3.11.1993г.
 Вся творческая жизнь Адасько была неразрывно связана с ВНИИЭМ, где он успешно прошел все ступени научной и организаторской работы до генерального директора. В 1967г. он успешно защищает кандидатскую диссертацию, а в 1971г. назначается директором Истринского филиала ВНИИЭМ — заместителем директора института и работает в этой должности 18 лет.В 1991 году В.И.Адасько назначается генеральным директором НПП ВНИИЭМ.

  Бабакин Георгий Николаевич (31 октября (13 ноября) 1914 — 3 августа 1971) — советский инженер, конструктор, работавший в космической программе СССР. Главный конструктор Конструкторского Бюро Лавочкина (с 1965 года вплоть до своей смерти)

  Бабакин стал участвовать в советской ракетной программе с 1949 г, работая в отделе Бориса Чертока в НИИ-88 с системами «земля-воздух» и системами наведения.
  В 1952 г он, с группой товарищей, был переведён в бюро Лавочкина для работы над межконтинентальной крылатой ракетой Буря и зенитно-ракетным комплексом В-300
  D 1965 г Сергей Королёв поручил Бабакину руководить доработкой межпланетных зондов, в т.ч. по проекту № 1 — посадке на Луну.
  Успехи в этом направлении: первая мягкая посадка на Луну аппарата Луна-9, первый зонд Венера-4 в атмосфере Венеры, разработка и запуски космических аппаратов Марс-2 и Марс-3.

   Исаев Алексей Михайлович  (24 октября 1908г, г.Санкт-Петербург — 25 июня, 1971, г.Москва) — советский инженер-двигателист, изобрел ЖРД закрытого цикла
   С 1940 г в КБ В. Ф. Болховитинова работал над доводкой двигателя самолёта-истребителя «БИ-1» — первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем, а позднее — над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта (
соавтор самолета БИ-1.).
  В 1944 году назначен главным конструктором этого КБ.
  В период с 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику.
  В 1947г. в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А.М.Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948г. оно передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро.
  В 1958 г ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.М. Исаева, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88. ОКБ разрабатывает тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применяется и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

   
      Награды и звания
   Герой Социалистического Труда — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
   Лауреат Сталинской премии 3-й степени — в 1948 году, Лауреат Ленинской премии — в 1958 году, Лауреат Государственной премии СССР — в 1968 году.
   Орден Ленина (четырежды) — 16.09.1945, 20.04.1956, 17.06.1961, 1968, Орден Октябрьской Революции — 9.06.1971 г., медали.
   Доктор технических наук (25.04.1959), профессор.

Иосифьян Андроник Гевондович (1905-1993) — крупнейший советский учёный в области электротехники, основатель советской школы электромеханики, один из основоположников советского ракетостроения и космонавтики. Герой Социалистического труда.
  
  Основоположник и директор Всесоюзного НИИ электромеханики (1941—1973, с 1973 — научный руководитель института)
  А. Г. Иосифьян и руководимый им институт разрабатывали электротехническое оборудование ракет и космических объектов.
  «Главный электрик всех ракет» по определению С. П. Королева.
   Главный конструктор ИСЗ «Метеор».

Глушко Валентин Петрович (20 августа (2 сентября) 1908г, Одесса — 10 января 1989г, Москва) — инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.    Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран».
   С 1923г интерес с ракетостроению, космоплаванию, переписывался с К. Э. Циолковским.
   С 1924г публикуются его научно-популярные статьи о космических полётах «Завоевание Землёй Луны» в 1924 году, «Станция вне Земли» в 1926 году и др.
  Обучаясь в Ленинградском госуниверситете, предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями.
  В 1929 г зачислен в штат Газодинамической лаборатории и в 1930 г он создал первый отечественный жидкостной ракетный двигатель ОРМ-1.
  В декабре 1935 г вышла в свет книга «Ракеты: их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко.
  В 1936 г проводил испытания ЖРД ОРМ-65 для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королёва.
  В 1937 г Глушко опубликовано 7 статей в сборниках научных работ РНИИ «Ракетная техника». Член научно-технического совета РНИИ.


  Награды
   Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
   Орден Ленина (1956, 1958, 1961, 1968, 1978), Орден Октябрьской Революции (1971), Орден Трудового Красного Знамени (1945), медали.
   Ленинская премия СССР (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984).
   Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958).
   Диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ) (1967).
   Почётный гражданин города Королёв.

  Валентину Глушко на Аллее Космонавтов в Москве установлен памятник.

Кибальчич  Николай Иванович (19 [31] октября 1853- 3 [15] апреля 1881) — лучше его называть не конструктором, а изобретателем, хотя он еще и русский революционер, народоволец, участник покушения на Александра 2.
 
23 марта 1881 года Н. И. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты, но его проект был впервые опубликован лишь в 1918 году. Вот поэтому К.Э.Циолковский, не зная этого, самостоятельно, подробно разработал, обосновал и рассчитал теорию полета в космос и стал отцом теоретической космонавтики.
 Тихонравов Михаил Клавдиевич  (16 (29) июля 1900 — 4 марта 1974г) — советский инженер, конструктор космической и ракетной техники.
 Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
 
   Тихонравов начинал конструкторскую деятельность с воздухоплавания (планеры, самолеты), затем увлекся ракетостроением (ГИРД,  Реактивный институт) и особую исвестность получил как один из создателей реактивных снарядов для "Катюш"
  После войны Михаил Клавдиевич стал продолжать разрабатывать идею К.Э. Циолковского о составных ракетах и пришел к положительным результатам, с которыми и выступил в 1948г на заседании Учёного совета института (НИИ-4) с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы» в присутствии специалистов и учёных из других учреждений.В докладе он аргументированно показал, что «пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» (королевских) способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственный спутник Земли. Первоначально многие встретили это сообщение с недоверием, мягко говоря, но понявшие его, в т.ч. и С.П. Королев в будущем воплотили эту идею в жизнь.

    Тихонравов МК  в 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
  С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы над жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».
  С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов
    Награды и звания:
  Медаль «Серп и Молот», Два Ордена Ленина, Два ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны 2-й степени, медали.
  Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).
  Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

  Щетинков Евгений Сергеевич (1907-1976)- Член-корреспондент Международной Академии астронавтики, профессор, доктор технических наук.
   Непосредственное участие в вопросах ракетостроения ЕС начал в 1931г (член Совета МосГИРД), в будущем Ракетного НИИ.
  В 1932 - 1933 гг Евгений Сергеевич занимал должность старшего инженера ГИРДа в 4 бригаде (конструкции летательных аппаратов)- руководитель Королёв
   В 1934 г становится Начальником бригады и отдела крылатых ракет РНИИ. Вместе с С.П. Королёвым и под его руководством Е.С. Щетинков участвовал в создании всех первых ракетопланов (от РП-1 до РП-3).
   В послевоенное время специализировался по проблемам воздушно-реактивного движения, он автор первой теории объемного горения (1964г.), первого ГПВРД (1957 г.), первого воздушно-космического самолета (ВКС) (1964г.)
   В 1960-х годах Евгений Сергеевич руководил созданием воздушно-реактивных двигателей для первого межконтинентального сверхзвукового летательного аппарата - самолета-ракеты "Буря".
   В 1966 г в НИИ-1 Министерства общего машиностроения СССР (ныне - Центр имени М.В. Келдыша) занимался проектом одноступенчатого воздушно-космического корабля с комбинированной силовой установкой, состоящей из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) и ГПВРД, работающих на жидком водороде.

 Челомей Владимир Николаевич (17 (30) июня 1914, Седлец, Российская империя (ныне территория Польши) — 8 декабря 1984, Москва) — советский учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962).
  
  Как и многие ученые, инженеры того времени начинал с самолетостроения. В 1937 г окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем.
  В 1941 г начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве.
  С 1944 г возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Н. Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области). Под его руководством были разработаны ракета-носитель «Протон», искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п.
   Его научные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов были использованы при создании ракетно-космичской технике.
  За такие достижения он был награжден: дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963), Лауреат Ленинской премии (1959) и трёх Государственных премий (1967, 1974, 1982).

  Янгель Михаил Кузьмич (25 октября (7 ноября) 1911 — 25 октября 1971г, Москва) — видный советский конструктор ракетно-космических комплексов.  Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12
   Окончил в 1937г с отличием Московский авиационный институт (МАИ) и занимался самолетостроением ( конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова (1935—1944) , Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке, доводке самолетов И-153, И-180, И-185, По-2 и других.
  С 1950г он стал работать в области ракетостроения: начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград, Московской области, 1950—1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), город Днепропетровск(1954—1971).
  Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, Р-11 и Р-12, возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954—1971).

  
      Награды и звания
   Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).
   Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
   Ленинская премия СССР (1960), Государственная премия СССР (1967).
   Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970).
   Почетный житель г. Байконура.

 ПРИМЕЧАНИЕ: данный раздел также несколько условный, так как наши специалисты ракетостроения и космонавтики - универсалы.
Конструкторы приведены в алфавитном порядке (демократично), а не по их роли и "значимости"!
  А общую информацию о людях, причастных к ракетостроению и космонавтике, отмеченных (информацией и космическими значками) на данном сайте, можно посмотреть на страничке  Список №1
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS