Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
50 лет знаменательному событию: три корабля в одновременном полете - Союз-6,7,8 !
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта

Конструкторы

Ученые  |  Конструкторы  |  Руководители

       В этой подтеме показаны и конструкторы (главные конструкторы).  
(В ряде случаев конструктор - он же и ученый и т.п.)

 
         Циолковский К.Э. (5 (17) 09.1857 — 19.09.1935).
     Черты биографии.
  В раннем дестве Костя проявил интерес к мастерству (конструированию). «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом», — напишет он позже.

  В 70х годах он самостоятельно изготовил астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Увлекался фокусами и делал различные приспособления для этого. Проводил опыты с бумажной моделью аэростата, наполненного водородом, придумал проект машины с крыльями. 

     Одной из главных проблем, занимавших Циолковского почти со времени приезда в Боровск, было создание аэростатов. Применявшиеся в то время аэростаты с оболочками из прорезиненной ткани имели существенные недостатки — ткань быстро изнашивалась, срок службы аэростатов был небольшим. Кроме того, из-за проницаемости ткани водород, которым тогда наполняли аэростаты, улетучивался, а внутрь оболочки проникал воздух. Образовывался гремучий газ (водород+ воздух), достаточно было случайной искры, и происходил взрыв. Циолковский разработал аэростат собственной конструкции - дирижабль наполнялся горячим воздухом, оболочка -тонкая металлическая была гофрированной.


  В Калуге Циолковский также не забывал о науке, об астронавтике и аэронавтике. Он построил специальную установку, которая позволяла измерять некоторые аэродинамические показатели летательных аппаратов. Поскольку Физико-химическое общество не выделило ни копейки на его эксперименты, ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований. К слову, Циолковский на свои средства построил более 100 экспериментальных моделей и протестировал их. Через некоторое время общество все таки обратило внимание на калужского гения и выделило ему финансовую поддержку — 470 рублей, на которые Циолковский построил новую, усовершенствованную установку — «воздуходувку».


   Работы К.Э.Циолковского, связанные с решением технических (конструкторских) вопросов:
 Труды по ракетной технике (1947), Реактивные летательные аппараты (1964), «Космический корабль»(1924), «Космическая ракета. Опытная подготовка»(11927), «Труды о космической ракете 1903—1907 гг.»(1928), «Космические ракетные поезда»(1929), «Реактивный двигатель»(1929), «Звездолёт с предшествующими ему машинами»(1933), «Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде»(1933)



     Королёв Сергей Павлович
- конструктор и организатор производства РКТ и ракетного оружия СССР.
    Черты биографии Биография
   Практическим началом настоящего ракетного (космического) конструирования С.П. Королева можно считать с августе 1946 г., когда он начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.
   Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как главным конструктором, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г успешно сдаёт её на вооружение.
   В течение одного только 1954 г Королёв одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.


     В 1956 г под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения. В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.
  В 1955 г (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.
  Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.


   4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.
   Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
   12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
   Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. О
   Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.


  Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».
  Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал, разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС — Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.

       Королёв Сергей Павлович -  основатель практической космонавтики.
    
    Награды и звания
  Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961), три ордена Ленина, орден «Знак Почёта», медали.
  Лауреат Ленинской премии.
   Академик АН СССР.
   Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур.



     Адасько Владимир Иосифович
— директор ВНИИ электромеханики лауреат Государственной премии СССР, главный конструктор космических аппаратов “Метеор”.
      В.И.Адасько родился в 1933 г., умер- 3.11.1993 г.
 Вся творческая жизнь Адасько была неразрывно связана с ВНИИЭМ, где он успешно прошел все ступени организаторской работы до генерального директора. В  1971 г. назначается директором Истринского филиала ВНИИЭМ — заместителем директора института и работает в этой должности 18 лет.
    В 1991 году В.И.Адасько назначается генеральным директором НПП ВНИИЭМ.


    Бабакин Георгий Николаевич
(31 октября (13 ноября) 1914 — 3 августа 1971) — советский инженер, конструктор, работавший в космической программе СССР. Главный конструктор Конструкторского Бюро Лавочкина (с 1965 года вплоть до своей смерти)

  Бабакин стал участвовать в советской ракетной программе с 1949 г, работая в отделе Бориса Чертока в НИИ-88 с системами «земля-воздух» и системами наведения.
  В 1952 г он, с группой товарищей, был переведён в бюро Лавочкина для работы над межконтинентальной крылатой ракетой Буря и зенитно-ракетным комплексом В-300
  D 1965 г Сергей Королёв поручил Бабакину руководить доработкой межпланетных зондов, в т.ч. по проекту № 1 — посадке на Луну.
  Успехи в этом направлении: первая мягкая посадка на Луну аппарата Луна-9, первый зонд Венера-4 в атмосфере Венеры, разработка и запуски космических аппаратов Марс-2 и Марс-3.


    Бармин  Владимир Павлович (4 (17) марта 1909 г — 17 июля 1993 г) — советский конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов

    После войны возглавил ГСКБ «Спецмаш» — предприятие по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов, и вошел в Совет главных конструкторов, созданный С. П. Королёвым для координации работ по созданию ракетной техники.

     С 1947 года под руководством Бармина были разработаны стартовые комплексы для многих ракет конструкции Королёва: Р-1, Р-2, Р-11, Р-5, Р-5М, Р-7, а позднее в ГСКБ «Спецмаш» при участии Бармина созданы шахтные комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100. Под его руководством были разработаны и созданы стартовые комплексы для ракет-носителей «Протон» и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран».

    Бармин руководил созданием автоматических грунтозаборных устройств для исследования Луны и Венеры.
КБ Бармина разработало оставшийся неосуществлённым первый в мире детальный проект лунной базы «Звезда», шуточно прозванной сотрудниками «Барминградом».

   Награды и премии: Лауреат Ленинской премии (1957), Четырёхкратный лауреат Государственной премии СССР (1943, 1967, 1977, 1985).


     Богомолов Владислав Николаевич
(14 сентября 1919 — 9 февраля 1997, Королёв, МО) — советский конструктор-двигателист.
  
    В 1946 году окончил институт МАИ и сразу был назначен в НИИ-1 МАП ведущим конструктором по стартовому ракетному ускорителю для самолётов.
    В 1947 году в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А. М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948 года оно передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. В 1952 году на базе отдела № 9 образуется ОКБ-2 НИИ-88.
    После преобразований: НИИ-1 МАП - ОКБ-2 - НИИ-88 в марте 1952 года Богомолов назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2.  ОКБ-2 разработало тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применялась и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

     В 1971 году после смерти А. М. Исаева Богомолов становится главным конструктором Конструкторского бюро химического машиностроения (переименовано из ОКБ-2 в 1967 году).
    Под руководством В. Н. Богомолова или с его участием созданы ЖРД и двигательные установки для космических станций «Салют», «Мир», автоматических аппаратов «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Космос».
     Главный конструктор ОКБ № 2 (КБХМ им. А. М. Исаева) с 1971 по 1985 год,

     Герой Социалистического Труда (1961). Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР.
Заслуженный деятель науки и техники РФ.


     Глушко Валентин Петрович
(20 августа (2 сентября) 1908 г, Одесса — 10 января 1989 г, Москва) — инженер, один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.    Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран».
 
   С 1923 г. интерес с ракетостроению, космоплаванию, переписывался с К. Э. Циолковским.
   Обучаясь в Ленинградском госуниверситете, предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями.
  В 1929 г зачислен в штат Газодинамической лаборатории и в 1930 г. он создал первый отечественный жидкостной ракетный двигатель ОРМ-1.
  В декабре 1935 г. вышла в свет книга «Ракеты: их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко.
  В 1936 г. проводил испытания ЖРД ОРМ-65 для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королёва.
    Член научно-технического совета РНИИ.

  Награды
   Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
   Орден Ленина (1956, 1958, 1961, 1968, 1978), Орден Октябрьской Революции (1971), Орден Трудового Красного Знамени (1945) и медали.
   Ленинская премия СССР (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984).
   Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958).
   Диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ) (1967).
   Почётный гражданин города Королёв.

  Валентину Глушко на Аллее Космонавтов в Москве установлен памятник.


     Исаев Алексей Михайлович 
(24 октября 1908 г, г.Санкт-Петербург — 25 июня, 1971 г., Москва) — советский инженер-двигателист, изобрел ЖРД закрытого цикла

   С 1940 г. в КБ В. Ф. Болховитинова работал над доводкой двигателя самолёта-истребителя «БИ-1» — первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем, а позднее — над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта (
соавтор самолета БИ-1).
  В 1944 году назначен главным конструктором этого КБ.
  В период с 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику.
  В 1947 г. в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А.М.Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948г. оно передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро.
  В 1958 г. ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.М. Исаева, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88. ОКБ разрабатывает тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применяется и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

          

     Награды и звания
   Герой Социалистического Труда — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за успеш
ное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». 

   Лауреат Сталинской премии 3-й степени — в 1948 году, Лауреат Ленинской премии — в 1958 году, Лауреат Государственной премии СССР — в 1968 году.
   Орден Ленина (четырежды) — 16.09.1945, 20.04.1956, 17.06.1961, 1968, Орден Октябрьской Революции — 9.06.1971 г., медали.


    Иосифьян Андроник Гевондович
(1905-1993) — один из основоположников советского ракетостроения и космонавтики. Герой Социалистического труда.
  
  Основоположник и директор Всесоюзного НИИ электромеханики (1941—1973)
  А. Г. Иосифьян и руководимый им институт разрабатывали электротехническое оборудование ракет и космических объектов.
  «Главный электрик всех ракет» по определению С. П. Королева.
   Главный конструктор ИСЗ «Метеор».


    Кибальчич  Николай Иванович (19 [31] октября 1853- 3 [15] апреля 1881) — лучше его называть не конструктором, а изобретателем, хотя он еще и русский революционер, народоволец, участник покушения на Александра 2.
 
   23 марта 1881 года Н. И. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелётыю
  Но его проект был впервые опубликован лишь в 1918 году и вот поэтому К.Э.Циолковский, не зная этого, самостоятельно, подробно разработал, обосновал и рассчитал теорию полета в космос и стал отцом теоретической космонавтики.

    Ковтуненко  Вячеслав Михайлович (1921—1995) — советский и российский конструктор ракетно-космических систем, участник разработки первых отечественных боевых баллистических ракет и программы изучения околоземного космоса с помощью спутников различного назначения, а также нескольких международных космических проектов.

   После окончания 
Ленинградского государственного университета в 1947 году был направлен на работу в подмосковный город Калининград (ныне Королёв) на предприятие — НИИ-88 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королёва). В должности инженера-проектанта В. М. Ковтуненко занимался баллистикой, прочностью и аэродинамикой первых отечественных баллистических ракет, некоторое время — по конструкторским разработкам С. П. Королёва. 

   В 1953 году, вместе с группой специалистов, В. М. Ковтуненко был направлен для работы над одной из тем С. П. Королёва в только что созданное ОКБ-586 (позже КБ, а затем НПО «Южное») в город Днепропетровск (Украинская ССР), главным конструктором которого являлся М. К. Янгель. Осенью 1953 года Ковтуненко был назначен начальником проектного отдела, состоящего из четырёх секторов: проектно-конструкторского, баллистики и динамики, нагрузок и прочности, головных частей
   В 1961 году было организовано КБ-3 (структурное подразделение ОКБ-586), которое проектировало ракетно-космические комплексы научного, военного и народно-хозяйственного назначения. Начальником и главным конструктором КБ-3 был назначен Вячеслав Михайлович Ковтуненко, одновременно он работал заместителем М. К. Янгеля. При активном участии В. М. Ковтуненко была разработана и успешно реализована программа «Космос», ставшая конверсионной.
       До 1977 года последовательно занимал должности начальника сектора, заместителя начальника, главного конструктора КБ «Южное». В декабре 1977 года В. М. Ковтуненко был назначен главным конструктором, а в 1986 году — генеральным конструктором и генеральным директором НПО имени С. А. Лавочкина. Большинство космических проектов, которые реализовывались под его руководством, осуществлялись в рамках международной кооперации. 
Главный конструктор, технический руководитель проекта «Венера — комета Галлея». 

   Герой Социалистического Труда (1961), член-корреспондент АН СССР (1984) и АН УССР (1972), действительный член Международной академии астронавтики (2012). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1991), кандидат технических наук (1953), доктор технических наук (1960), профессор (1962). Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1978), премий Академий наук СССР и ЧССР]. 


    Косберг  Семён Ариевич (1 [14] октября 1903 — 3 января 1965) — советский инженер, эксперт в области авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1961).

  С 1927 по 1929 год учился в Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина, а затем в Московском институте авиации, который он закончил в 1931 году. В 1931 году С. А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошёл путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела.
    В 1940 году Косберг назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска топлива в двигатели.
     В 1941 году Косберг возглавил проектирование и производство агрегатов впрыска  в качестве главного конструктора ОКБ-154 (КБ химической автоматики), что в дальнейшем с успехом было применено в авиационных двигателях.  
После войны работы КБ продолжились разработкой жидкостных ракетных двигателей — ЖРД. 

   10 февраля 1958 года Семён Косберг познакомился с Сергеем Королёвым и стал участвовать в космических программах.
    За свой вклад в осуществление первых полётов советских космонавтов Косберг был удостоен степени доктора технических наук и Ленинской премии. За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семёну Ариевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
    После этого успеха в КБ Косберга спроектировали и произвели новую более мощную ракету, которая позволила совершить полёт космических зондов к Марсу и Венере, и орбитальных космических кораблей с двумя и тремя людьми. Эти двигатели позволили осуществить первый выход человека в открытый космос и стыковку на орбите. Ракета-носитель «Союз» используется для доставки людей и грузов в космическое пространство, в том числе к долгосрочным космическим станциям.

    Кузнецов Николай Дмитриевич
(10 (23) июня 1911 — 31 июля 1995, Москва) — советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.
     С 1942 года заместитель главного конструктора на Уфимском авиационном заводе. Здесь он проработал с 1943 по 1949 год — сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора.
      В 1949 го
ду был переведён в Куйбышев, где возглавил Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей.
      Его разработки жидкостных ракетных двигателей:
     В мае 1959 года началась разработка жидкостных ракетных двигателей. Первым таким двигателем стал НК-9 (8Д717).
     Для лунной программы Советского Союза в начале 1960-х годов были созданы НК-19 (11Д53) и НК-21 (11Д59) для третьей и четвёртой ступеней ракеты-носителя Н1, а также НК-15 (11Д51), НК-31 (11Д114), НК-33 (11Д111) (для первой ступени Н1), НК-39 (11Д113), НК-43 (11Д112).

     Награды, звания:
   Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы.
   Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981).
   Лауреат Ленинской премии.
   Лауреат премии Совета Министров СССР.


    Лавочкин  Семён Алексеевич (1900 — 1960) — наиболее известен как советский авиационный конструктор (в некоторых источникам ... и ракетной техники).
В  1956 году ему было присвоено служебное звание — Генеральный конструктор по самолётостроению.

   Но он имел и отношение к ракетной тематике - 1954 году начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков). Внешний облик и стартовый комплекс "Бури" очень похожи на знаменитый "Шаттл". При ее создании впервые в мировой практике был применен титан, вертикальный старт, а для точного наведения на цель - астронавигация.

  Поэтому его именем названо предприятие - АО «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина» — предприятие российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время — космические аппараты и разгонные блоки.

    Лавров  Лев Николаевич (13 марта 1933 — 26 июня 1994) — советский и российский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники, твердотопливных двигателей.

    Доктор технических наук (1980), профессор (1985), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1987 года по Отделению физико-технических проблем энергетики (энергетическое машиностроение), заслуженный конструктор Российской Федерации (1993).

   В 1968 году Лавров был назначен главным конструктором пермского КБ Машиностроения, с 1985 года Лавров - генеральный конструктор и генеральный директор НПО Искра.

    Под руководством Лаврова были созданы твердотопливные двигательные установки для нескольких поколений стратегических ракет Российских РВСН и ВМФ.
     
   Лозино-Лозинский  Глеб Евгеньевич
(1910 — 2001) — один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий.
   
     В 1932 году переходит на работу в Харьковский авиационный институт инженером научно-испытательной станции. С этого времени вся деятельность молодого конструктора была связана с авиастроением. В авиации начинал как специалист по двигателям, создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя.
    В ОКБ Микояна с 1941 года - участник организации серийного производства истребителей от «МиГ-9» до «МиГ-31». Главный конструктор с 1971 года.

     Участник космических программ с 1975 года - Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана» - ведущий разработчик МТКК «Буран».
      Лозино-Лозинский - руководитель проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль» и проекта многоразовой авиационно-космической системы «МАКС».

     Автор десятков других проектов. Доктор технических наук. Генеральный конструктор ОАО НПО «Молния».

    Макеев  Виктор Петрович (25 октября 1924 — 25 октября 1985) — создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.

   Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950).

    С 1939 года работал на авиационном заводе в Москве, с 1941 года — в эвакуации в Казани — чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2».
    С 1947 года параллельно с учёбой работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955 года). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. 

    В 1955 году по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385.
    С 1963 года — начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года — нач. предприятия, генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

    Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983).
     В 1991 году Конструкторское бюро машиностроения получило новое название и статус «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева».

    Семихатов  Николай Александрович (10 декабря 1918, — 12 апреля 2002) — советский инженер-конструктор, учёный в области теории, методологии проектирования, экспериментальной обработки и изготовления систем автоматизации и управления движущихся объектов и сложных технологических процессов. .

    В 1942 году окончил электрофизический факультет МЭИ и работал инженером Государственного НИИ-20 в г. Барнаул.

     С 1946 по 1953 год Николай Александрович Семихатов работал в Москве в НИИ-885 у одного из ведущих советских конструкторов систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами Н. А. Пилюгина.
      После создания в 1952 году СКБ-626 при Союзном заводе № 626 в г. Свердловске — дублёра НИИ-885 для разработки и изготовления систем управления баллистическими ракетами, Н. А. Семихатов в числе других молодых конструкторов был переведён в новое КБ.
     С 1953 года инженером — старшим научным сотрудником работает в СКБ-626 (с 1958 года НИИ-592, ныне «НПО автоматики» имени академика Н. А. Семихатова). Позднее возглавил НПО, став Главным конструктором. С 1992 года — в должности советника руководителя «НПО автоматики».

    Главный конструктор систем управления всех советских БРПЛ ВМФ и ряда оперативно-тактических ракет сухопутных войск СССР, сопредседатель Совета Главных конструкторов предприятий ВПК «большого» Урала.


    Тихонравов Михаил Клавдиевич 
(16 (29) июля 1900 — 4 марта 1974) — советский инженер, конструктор космической и ракетной техники.
  
   Тихонравов начинал конструкторскую деятельность с воздухоплавания (планеры, самолеты), затем увлекся ракетостроением (ГИРД,  Реактивный институт) и особую известность получил как один из создателей реактивных снарядов для "Катюш" .
   После войны Михаил Клавдиевич стал продолжать разрабатывать идею К.Э. Циолковского о составных ракетах и пришел к положительным результатам, с которыми и выступил в 1948г на заседании Учёного совета института (НИИ-4) с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы» в присутствии специалистов и учёных из других учреждений.В докладе он аргументированно показал, что «пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» (королевских) способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственный спутник Земли. Первоначально многие встретили это сообщение с недоверием, мягко говоря, но понявшие его, в т.ч. и С.П. Королев в будущем воплотили эту идею в жизнь.

    

    Тихонравов МК  в 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
  В конце тридцатых годов работы над жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».
  С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов
    Награды и звания:
  - медаль «Серп и Молот», Два Ордена Ленина, Два ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны 2-й степени, медали.
   - лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.


    Уткин  Владимир Фёдорович (17 октября 1923 — 15 февраля 2000, Москва) — советский и российский учёный, конструктор, специалист в области ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии. Главный конструктор и начальник КБ «Южное» (город Днепропетровск, Украина),

    В 1946 году Уткин поступил в Ленинградский военно-механический институт. После успешного окончания института 
в 1952 году получил распределение в одно из ведущих конструкторских бюро страны — КБ «Южное» в городе Днепропетровске (Украина). Работал инженером-конструктором, старшим инженером, затем возглавлял различные научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения: начальник группы, начальник сектора, заместитель начальника отдела, заместитель главного конструктора.
   В 1967 году назначен первым заместителем главного конструктора и начальника КБ «Южное», в 1971 году — главным конструктором и начальником, а в 1979 году — генеральным конструктором и начальником КБ.
       и брат -
     Уткин Алексей Фёдорович (15 января 1928 — 24 января 2014, Санкт-Петербург) — советский и российский учёный, конструктор ракетных комплексов, спроектировал стартовый комплекс и подвижной состав для Боевого железнодорожного ракетного комплекса[2][3].
    Заслуженный деятель науки и техники (1995), лауреат Ленинской (1976), Государственной (1980) премий СССР.
     В процессе создания железнодорожного стартового комплекса внёс большой научный вклад при исследовании научных проблем, в т.ч. несущей способности грунта ж\д полотна. Им была решена проблема передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно. В результате был создан уникальный 
 боевой железнодорожный стартовый комплекс, который обладал высокой живучестью за счёт манёвренности и скрытности


    Филиппов Виктор Константинович
(31 января 1909 — 11 июля 1996) — советский инженер-конструктор и изобретатель.

    Окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана в 1936 году.
    После окончания МВТУ работал на проектно-конструкторской работе в ЦАГИ, ОКБ-15 Министерства вооружения и в Специальном конструкторском бюро при заводе им. М. И. Калинина.

    В 1960-1978 годах возглавлял Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения (КБ ТХМ). Под его руководством и при его личном участии КБ ТХМ стало головным предприятием в области создания заправочно-нейтрализационного оборудования для ракетно-космической техники.
     Автор свыше 80 изобретений.

      За заслуги в области создания и развития ракетной техники КБ Филиппов В.К. награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.  
Дважды лауреат Государственной премии.


    Щетинков Евгений Сергеевич (1907-1976)- Член-корреспондент Международной Академии астронавтики.
   Непосредственное участие в вопросах ракетостроения ЕС начал в 1931 г. (член Совета МосГИРД), в будущем Ракетного НИИ.
  В 1932 - 1933 гг Евгений Сергеевич занимал должность старшего инженера ГИРДа в 4 бригаде (конструкции летательных аппаратов) - руководитель Королёв
   В 1934 г. становится Начальником бригады и отдела крылатых ракет РНИИ. Вместе с С.П. Королёвым и под его руководством Е.С. Щетинков участвовал в создании всех первых ракетопланов (от РП-1 до РП-3).
   В послевоенное время специализировался по проблемам воздушно-реактивного движения, он автор первой теории объемного горения (1964 г.), первого ГПВРД (1957 г.), первого воздушно-космического самолета (ВКС) (1964 г.)
   В 1960-х годах Евгений Сергеевич руководил созданием воздушно-реактивных двигателей для первого межконтинентального сверхзвукового летательного аппарата - самолета-ракеты "Буря".
   В 1966 г. в НИИ-1 Министерства общего машиностроения СССР (ныне - Центр имени М.В. Келдыша) Щетинков занимался проектом одноступенчатого воздушно-космического корабля с комбинированной силовой установкой, состоящей из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) и ГПВРД, работающих на жидком водороде.


   Челомей Владимир 
Николаевич (17 (30) июня 1914 — 8 декабря 1984, Москва).
  
  Как и многие инженеры того времени начинал с самолетостроения. В 1937 г. окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем.
    С 1944 г. возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Н. Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области). Под его руководством были разработаны ракета-носитель «Протон», искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п.
   
  За такие достижения В.Н. Челомей был награжден: дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963), Лауреат Ленинской премии (1959) и трёх Государственных премий (1967, 1974, 1982).


      Янгель Михаил Кузьмич
(25 октября (7 ноября) 1911 — 25 октября 1971, Москва) — видный советский конструктор ракетно-космических комплексов.  О
сновоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12
    Окончил в 1937 г. с отличием Московский авиационный институт (МАИ) и занимался самолетостроением ( конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова (1935—1944) , Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке, доводке самолетов И-153, И-180, И-185, По-2 и других.
  С 1950 г. он стал работать в области ракетостроения: начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград, Московской области, 1950—1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), город Днепропетровск(1954—1971).
  М.К. Янгель участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, Р-11 и Р-12, возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954—1971).

  
      Награды и звания
   Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).
   Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
   Ленинская премия СССР (1960), Государственная премия СССР (1967).
   Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970).
   Почетный житель г. Байконура.

 
   ПРИМЕЧАНИЕ:
данный раздел также несколько условный, так как наши специалисты ракетостроения и космонавтики - универсалы.
Конструкторы приведены в алфавитном порядке (демократично), а не по их роли и "значимости"!
  А общую информацию о людях, причастных к ракетостроению и космонавтике, отмеченных (информацией и космическими значками) на данном сайте, можно посмотреть на страничке  Список №1
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
Яндекс.Метрика
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS