Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
50 лет знаменательному событию: три корабля в одновременном полете - Союз-6,7,8 !
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта

КБ

"Космические" конструкторские бюро (ОКБ, СКБ, ЦКБ) и прочие проектные организации.
(как самостоятельные, так и в составе корпораций, центров, НПО и т.п.)


   КБ AO «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационныхсистем» (АО «РКС», описанного в разделе НПО), созданное на базе федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» (ФГУП «РНИИ КП») и включающее в свой состав "кучу" организаций, в т.ч. и с их конструкторскими бюро.

     В оргструктуре АО РКС  есть и отдельное подразделение
 АО «Особое конструкторское бюро Московского энергетического института»

  КБ ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва (ранее описанного в разделе НПО)  одного из ведущих  разработчиков полного спектра ракетной и космической техники — ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей, военных баллистических, крылатых и прочих ракет.
   
    Корпорация родилась в 1946 г как опытно-конструкторское бюро ОКБ-1 (СКБ-1), Главным конструктором которого был Сергей Королёв.
  В истории организации был период существования и как Центральное конструкторское бюро -
 ЦКБЭМ.
    
       
     КБ Федерального государственного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» (описанного в разделе НПО) -  одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности и занимается разработкой  ракет-носителей (РН) семейства «Протон» и разгонных блоков к ним, а также перспективного семейства РН «Ангара».
  

   Разработка космической техники  началась в 1960 году: ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В. Н. Челомей.
  
   В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения В. Н. Челомея и преобразовано в конструкторское бюро «Салют». В 1981—1988 годы КБ входило в состав НПО «Энергия», а после 1988 года стало самостоятельным.
    
  
   «Ракетно-космический центр „Прогресс“» (АО «РКЦ „Прогресс“») — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности было создано в 1996 году, путём слияния Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) и самарского завода «Прогресс». И был период в названии предприятия "ЦСКБ - Прогресс". КБ, как и завод, находится в Самаре.
      В составе РКЦ «Прогресс», кроме своего КБ, есть и входящих в РКЦ организаций, например, ОКБ «Спектр» (Рязань).
               История ЦСКБ (как разработчика- КБ)
        23 июля 1959 года с целью конструкторского сопровождения производства и модернизации ракет Р-7 на территории завода организован серийно-конструкторский отдел № 25, который входил в структуру ОКБ-1. Через год отдел преобразован в филиал № 3 ОКБ-1, за ним закрепляются все работы по разработке ракет типа Р-7.
        В 1964 филиал № 3 ОКБ-1 стал головной организацией по созданию космических средств фоторазведки, с 1968 в инициативном порядке приступил к реализации проектов по гражданскому применению космических аппаратов собственной разработки.
        6 марта 1966 филиалу № 3 ОКБ-1 было присвоено наименование Куйбышевский филиал Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (КФ ЦКБЭМ). Начальником и главным конструктором КФ ЦКБЭМ назначен Д. И. Козлов.
        В середине-конце 1960-х гг. КБ разработало военный пилотируемый космический корабль «Звезда» на основе наработок «Союз-ВИ», переданных из КБ Королёва ОКБ-1 (ныне ЦКБЭМ) в связи с его перегруженностью околоземными и лунными гражданскими пилотируемыми программами.
        30 июня 1974 образовано самостоятельное предприятие — Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ). Начальником и главным конструктором ЦСКБ назначен Д. И. Козлов. 
  

   АО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка» —
предприятие, специализирующееся на разработке и производстве крылатых ракет различного назначения. Расположено в городе Дубна.

             История
   12 октября 1951 года, на основании приказа министра авиационной промышленности на заводе № 1 создан филиал ОКБ-155 (в н.в. это АО «РСК „МиГ“»).
   2 июня 1953 года завод № 1 был переименован в завод № 256 (п/я 6).
   В 1966 году филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию - Машиностроительное КБ «Радуга».
   Приказом МАП в 1972 году, на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» им. А. И. Микояна, было создано Дубненское производственно-конструкторское объединение - ДПКО «Радуга» .
   Также в 70-х годах в КБ велись работы по постройке аналогов орбитального самолета ЭПОС системы "Спираль".
   В 1978 году ДПКО переименовано в Дубненское производственное объединение «Радуга» (ДПО «Радуга»).
   В 1982 году на базе объединения образуется самостоятельная организация - Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». 
    

    АО «Научно-производственная корпорация „КБ машиностроения“» (КБМ)
в Коломне — один из ведущих российских конструкторских и научно-производственных центров в области военной техники (тактическое вооружение).

   Предприятие Специальное конструкторское бюро «СКБ НКВ» основано в 1942 году Постановлением Государственного Комитета Обороны.
   ФГУП «Конструкторское Бюро Машиностроения» в 2012 году преобразовано в открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» (ОАО НПК «КБМ»).
    В июле 2015 г. предприятие преобразовано в акционерное общество «Научно-производственная корпорация „Конструкторское бюро машиностроения“» (АО «НПК „КБМ“»).
      И хотя профиль предприятия не очень космический, что-то и в этой области они делали, например:
1963 год: Начало разработки противоспутникового снаряда «Шарик» для космического комплекса «Союз».
1993 год: Разработка геофизической ракеты-носителя «Сфера» на базе ракеты «Ока».

 Такие КБ машиностроения есть и в Перми, и в Москве (значок справа видимо для Москвы)

    КБТМ -  таких у нас хватает
- Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана".
- Конструкторское бюро технологических машин
- Конструкторское бюро танкового машиностроения
- Конструкторское бюро транспортного машиностроения (Омск)
- Конструкторское бюро транспортного машиностроения (Москва) - вот это нам ближе

   В настоящее время КБТМ – ведущее предприятие России по космодромам "Плесецк" и "Свободный", по техническим и стартовым комплексам для ракет-носителей (Космос, Циклон, Зенит, Ангара, Рокот), по комплексам наземного оборудования баллистических ракет подводных лодок.

   Свою полувековую историю КБТМ в качестве разработчика технологического оборудования участвовало в создании целого ряда ракетных комплексов различного назначения, в том числе как разработчик отдельных агрегатов и систем для отечественных ракет Р-1, Р-2, первой стратегической ракеты Р-5М, первой ракеты на высококипящих компонентах Р-11, твердотопливных ракет РТ-1 и РТ-2 и межконтинентальной ракеты Р-7 (и ее модификаций) Главного конструктора С. П. Королева.
   Большая группа оборудования была создана для зенитной ракеты -300 (система С-25) и межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" генерального конструктора Лавочкина С. А.
   КБТМ разработало десятки наименований агрегатов и систем для ракет на высококипящих компонентах топлива Р-12, Р-14, а также для межконтинентальной ракеты Р-16 главного конструктора Янгеля М. К.

   Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения» (КБ ТХМ)

Основным направлением деятельности филиала является создание средств заправки для ракетно-космических комплексов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке, модернизации, производству и эксплуатации оборудования для взрывоопасных и химически опасных производств
    КБТХМ является головным предприятием по заправочному и нейтрализационному оборудованию для ракетно-космической техники. Государственными заказчиками являются Минобороны России и Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

      История
   бюро транспортно-химического машиностроения создано приказом Наркомата минометного вооружения от 25 ноября 1943 года и именовалось как «Союзное проектно-конструкторское бюро по арматуре и противопожарному оборудованию» (СПКБ).
   В 1946 году после реорганизации СПКБ было передано в ведение Министерства машиностроения и приборостроения и стало называться «Союзное проектно-конструкторское бюро противопожарного оборудования с опытными мастерскими» (СПКБ ППО с опытными мастерскими), но все равно занимались противопожарным оборудованием
    С начала 50-х годов СПКБ ППО подключается к разработке систем и агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов. Первоначально основным профилирующим направлением были работы по созданию систем пожаротушения и средств пожарной защиты ракет и сооружений стартовых позиций.
     Некоторые разработки Конструкторского Бюро этого периода - системы пожаротушения и агрегаты обдува хвостовых отсеков ракет-носителей типа «Восток», «Молния», «Союз» уже более 40 лет безотказно работают на космических стартах.
    В 1960 году СПКБ ППО передается в состав Государственного комитета СССР по оборонной технике, а с 1965 года становится головным предприятием в отрасли по заправке ракет-носителей и космических аппаратов высококипящими компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, нейтрализации паров, промышленных стоков, изделий и технологического оборудования с обеспечением экологической защиты окружающей среды.
В 1967 году предприятию присвоено новое наименование – «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения» (с 1998 года – ФГУП КБТХМ).
    С 1970 года, наряду с работами по совершенствованию и обеспечению эксплуатации заправочного и нейтрализационного оборудования, в Конструкторском Бюро развернуты работы по новому направлению деятельности – созданию систем и оборудования для обеспечения заданного температурно-влажностного режима обитаемых и необитаемых отсеков командных пунктов управления ракетных комплексов РВСН.
    Период 1983-1993 гг. отмечен масштабными работами по проекту «Энергия – Буран». Было создано свыше 50 систем различного назначения для всех четырех комплексов наземного оборудования: стартового комплекса, унифицированного комплекса стенд-старт, технического и посадочного комплексов.


   ФГУП Конструкторское бюро химического машиностроения им. А. М. Исаева (КБХМ им. А. М. Исаева, КБ ХимМаш),
филиал «Государственного космического научно-производственный центра имени М. В. Хруничева» в ведении Федерального космического агентства — занимается проектированием, экспериментальной отработкой, исследованиями и изготовлением двигателей космических аппаратов и ракет.
 
              История
    Предприятие с момента своего основания занималось разработкой и выпуском ракетных двигателей: с 1943 года — жидкостных ракетных двигателей для ВВС (РД1, РД1-М, У-1250, СУ-1500, У-400-10 и др.), с 1946 года — первых ЖРД с насосной подачей, жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для зенитных ракет, двигателей для крылатой ракеты «Буря», с 1968 года — ЖРД для посадки, взлёта с Луны и возвращения космических аппаратов на Землю, с 1995 года — ЖРД для разгонных блоков «Бриз-М», «Бриз-КМ», «Фрегат» и ракет-носителей. 
    Указом Президента Российской Федерации № 127 от 03.02.2007 «КБ химмаш им. А. М. Исаева» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева».

    Кроме космических двигателей, предприятие выпускает товары народного потребления: кресла-коляски для инвалидов, теннисные столы, мангалы, гидромоторы. Предприятие также оказывает услуги по электросварочным работам, механообработке, различного вида испытаниям оборудования.
           Приоритетные разработки
Предприятию принадлежат достижения, оказавшим существенное влияние на развитие мирового жидкостного ракетного двигателестроения: 
  - ЖРД с запуском под водой
  -  Разработка и создание небольших (тяга до 600 кг) камер сгорания с абляционным охлаждением
  -  Разработка и создание многократно включающихся жидкостных ракетных двигателей для космических аппаратов, космических кораблей и станций, работающих в условиях длительного пребывания в космическом пространстве, как на околоземной орбите, так и на полётных орбитах объектов дальнего космоса и др

    Машиностроительное конструкторское бюро Гранит берет свое начало от ОКБ-45, образованного в 1945 г. при авиамоторном заводе №45 (позднее Московское машиностроительное производственное объединение Салют).
     В 1947-56 гг. в ОКБ под руководством Владимира Яковлевича Климова были внедрены в серийное производство первые в стране турбореактивные двигатели, в дальнейшем специализировалось на развитии и внедрении в серийное производство ТРД (ОКБ А.М.Люльки и С.К. Туманского),
    С 1963 г. называлось ОКБ-45-165 
    В 1982 г. вошло в состав Научно-производственного объединения Сатурн.
    Ныне ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" в составе ФГУП "ММПП "Салют".

         Основное направление разработок - газотурбинные агрегаты.

   ФНПЦ ФГУП "ММПП «Салют»
(Федеральный НПЦ "Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют») — авиационная моторостроительная компания, расположенная в Москве 
по адресу: проспект Будённого, д. 16

  Это одно из крупнейших предприятий России по производству авиационных двигателей.  

      История

 
  Предприятие образовано 19 октября 1912 года французской компанией «Гном-Рон», когда был создан небольшой завод по сборке авиационных ротативных семицилиндровых звездообразных моторов «Гном» мощностью 80 л.с. Соответственно созданный завод получил наименование «Гном». Завод создавался с целью изготовления небольших двигателей для зарождавшейся русской авиации.

     В советское время в декабре 1918 года завод «Гном» был переименован в «Икар», став Государственным авиационным заводом № 2 (ГАЗ № 2), а в 1927 году по решению правительства заводы «Икар № 2» и «Мотор № 4» объединили и в результате слияния был создан завод, получивший название «Завод № 24 им. М. В. Фрунзе».


       Дальнейшая история предприятия была связана с газотурбинными авиационными двигателями и 6 августа 2007 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина, на базе ФГУП "ММПП «Салют» создана первая в России корпорация по производству авиационных двигателей (ФГУП НПЦ Газотурбостроения «Салют»).
      В настоящее время под управлением головного предприятия находятся Воскресенский машиностроительный завод «Салют» (ВМЗ «Салют»), Наро-Фоминский машиностроительный завод (ОАО «НФМЗ»), предприятие «Топаз» в г. Кишинёв (Молдавия), Омское машиностроительное объединение имени Баранова (ФГУП «ОМО им. П. И. Баранова»), Гаврилов-Ямский машиностроительный завод "Агат" (ГМЗ «Агат») и ряд других предприятий отрасли.
    Прямая связь с космической отраслью не просматривается, но газовые турбины нужны всем.

     Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» КБ «Мотор»
– современное, стабильно работающее предприятие с весомым творческим и научно-техническим потенциалом, собственной производственной, исследовательской и испытательной базой, обеспечивающими выпуск современного наукоёмкого оборудования, проведение пуско-наладочных работ и гарантийного обслуживания. Специализация филиала – наземное оборудование ракетных и космических комплексов.

    История:
   Дата образования Конструкторского бюро «Мотор» 7 апреля 1961г.
     Основная специализация - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию стендового и подъемно-транспортного наземного оборудования ракетно-космических комплексов, создание систем пневмогидравлической и пластической амортизации, систем обеспечения температурно-влажностных режимов, заправки компонентами топлива, энергоснабжения, мониторинга, обеспечение эксплуатации и технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры космодромов Байконур, Плесецк, обеспечение всех этапов создания и эксплуатации ракетно-космической техники.
    Многие образцы техники, созданные в стенах КБ, по своим техническим решениям являются уникальными и стали определяющими в развитии целого класса специальной техники.
    За время работы в ракетно-космической отрасли предприятием было спроектировано, изготовлено и введено в эксплуатацию технологическое оборудование для большинства ракетно-космических комплексов, созданных в СССР и Российской Федерации. Среди них семейство большегрузных транспортно-перегрузочных и транспортно-установочных агрегатов с обеспечением возможности бескрановой перегрузки крупногабаритных составных частей ракетных комплексов с железнодорожного и авиационного транспорта, транспортно-стыковочных изотермических машин, комплекты монтажно-стыковочного оборудования, грузоподъемные средства и приспособления для сборки ракет-носителей и космических аппаратов.
    При непосредственном участии КБ «Мотор» создавалось оборудование для технических и стартовых комплексов «Протон», «H-1», МРКК «Энергия-Буран», «Союз».
    В последние годы в КБ созданы комплекты механо-технологического оборудования для комплексов «Ангара», «Союз в Гвианском космическом центре».
     Филиал является головным создателем унифицированного технического комплекса (УТК) космодрома «Восточный», цель создания которого – обеспечение России независимости ведения всего спектра космической деятельности, гарантированное выполнение федеральных и международных космических программ. 

   ФГУП МОКБ «Марс» —
разработчик бортовых систем автоматического управления и навигации авиационными и космическими летательными аппаратами.
   С декабря 2017 года МОКБ «Марс» находится в ведомственном подчинении государственной корпорации «Росатом»; до этого — в подчинении государственной корпорации «Роскосмос».

                История
     Приказом Министерства авиационной промышленности в 1955 году было создано новое предприятие «… как специализированная научно-исследовательская организация по разработке и изготовлению астронавигационных систем управления»   и получило наименование Филиал № 1 НИИ-1.

   В дальнейшем название организации неоднократно менялось: отделение № 1 НИИ-923, филиал № 1 МИЭА и, наконец, с 1979 года — МОКБ «Марс».

          Разработки
  1955—1960 годы — создание астронавигационной системы управления для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
  1961—1974 годы — разработка астросистем управления ориентацией космических аппаратов исследования Луны и окололунного пространства (мягкая посадка 31 января 1966 года, доставка грунта на Землю 13 сентября 1970 года, доставка «Лунохода», 10 ноября 1970 года). Разработка асторосистем по теме «Целина». Разработка астросистем Л14 и Л41 для самолетов Ту-95М, Ту-142, Ту-160.
    1974—1979 годы — разработка автопилотов ракет МКБ «Радуга», зенитных ракет КБ «Факел», КБ «Вымпел» и ДМЗ. Продолжение работ над астросистемами «лунников» и «Целины».
    Разработка системы автоматической посадки орбитального корабля «Буран» (мягкая посадка 15 ноября 1988 года)[2].
   1996 год — по н.в. Создание системы управления разгонным блоком «Бриз-М» для ракет-носителей «Протон-К», «Протон-М», «Ангара»
    2000-е годы - реализованы системы управления для космических летательных аппаратов: «Монитор-Э», «Казсат», «Экспресс-МД1», Экспресс-МД2,«Электро-Л № 1», «Казсат-2», «Спектр-Р», "Электро-Л" № 2.
    Разработка бортовой аппаратуры для КА серии «Кондор»
    Изготовление бортовой системы управления РБ «Бриз-М».
    Разработка систем управления перспективных космических аппаратов производства НПО им. С. А. Лавочкина, НПО Машиностроения 

   =

   =

ПРИМЕЧАНИЕ: часто конструкторские бюро "представляются" юбилейными значками, поэтому эта страничка "работает" в паре с разделом   Итоги - Юбилеи.

Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
Яндекс.Метрика
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS