Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
В марте 75 лет со дня рождения космонавта Савиных Виктора Петровича!
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта · Словарь КосмоФал

КК "Союз"

КК "Восток"  |  КК "Восход"  |  КК "Союз"  |  Буран
 
Космические корабли серии Союз .

    «Союз» — наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. Разработчик и изготовитель корабля — РКК «Энергия».
  Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 г ОКБ-1 как корабль советской программы для облёта Луны.
  Масса полностью заправленного и укомплектованного корабля от 6,38 т (первоначальные варианты) до 6,8 т, численность экипажа 2 человека (3 человека - в модификациях до 1971 года), максимально достигнутая продолжительность автономного полета 17,7 суток (с экипажем 2 человека), длина (по корпусу) 6,98-7,13 м, диаметр 2,72 м, размах панелей солнечных батарей 8,37 м, объем двух жилых отсеков по гермокорпусу 10,45 м3, свободный - 6,5 м3.  
   Тип корабля - 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК), предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.  
  Космический корабль семейства "Союз" состоит из трех основных отсеков (модулей: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО)), которые механически соединяются между собой и разделяются с помощью пиротехнических устройств.
    В состав корабля входят: система ориентации и управления движением в полете и при спуске; система двигателей причаливания и ориентации; сближающе-корректирующая двигательная установка; системы радиосвязи, электропитания, стыковки, радионаведения и обеспечения сближения и причаливания; система приземления и мягкой посадки; система жизнеобеспечения; система управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования.
   Спускаемый аппарат КК Союз - масса 2,8 т, диаметр 2,2 м, длина 2,16 м, объем по внутренним обводам обитаемого отсека 3,85 м3, - служит для размещения экипажа на участке выведения "Союза" на орбиту, при управлении корабля в полете по орбите, во время спуска в атмосфере, парашютирования, приземления. Герметичный корпус спускаемого аппарата, выполненный из алюминиевого сплава, имеет коническую форму, в нижних и верхних частях переходящую в сферу. Для удобства монтажа аппаратуры и оборудования внутри спускаемого аппарата лобовая часть корпуса выполнена съемной. Снаружи корпус имеет теплоизоляцию, конструктивно состоящую из лобового экрана (отстреливаемого на участке парашютирования), боковой и донной теплозащиты, форма аппарата и положение центра масс обеспечивают управляемый спуск с аэродинамическим качеством (~0,25). В верхней части корпуса имеется люк (диаметр "в свету" 0,6 м) для сообщения с обитаемым орбитальным отсеком и выхода экипажа из спускаемого аппарата после приземления. Спускаемый аппарат оснащен тремя иллюминаторами, из которых два имеют трехстекольную конструкцию и один - двухстекольную (в месте установки визира-ориентатора). В корпусе размещены два герметичных, закрытых отстреливаемыми крышками парашютных контейнера. На лобовой части корпуса установлены 4 двигателя мягкой посадки. Скорость приземления на основной парашютной системе с учетом импульса двигателей мягкой посадки не более 6 м/с. Спускаемый аппарат рассчитан па посадку в любое время года на грунты различного типа (в т. ч. скальные) и открытые водоемы. При посадке на водоемы экипаж может находиться в аппарате "на плаву" до 5 суток.
 «Союз-1» — первый советский космический корабль из серии «Союз», запущенный на орбиту, но единственный космонавт, полковник Владимир Михайлович Комаров, погиб в результате неудачного приземления аппарата. Причина-после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы, который привёл к катастрофе.
    Программа полёта предусматривала не только первое испытание корабля серии в пилотируемом режиме, но и сразу первую в мире стыковку пилотируемых кораблей с запускаемым вслед кораблём «Союз-2» с экипажем Быковский, Елисеев, Хрунов и переход через открытый космос последних двоих для возвращения на «Союзе-1», в котором для них были установлены второе и третье индивидуальные кресла-ложементы. Ввиду неполадок на «Союзе-1», старт однотипного второго корабля Союз-2А был отменён, что спасло жизни его экипажа.
 «Союз-2» — беспилотный космический аппарат серии «Союз». Предназначался для выполнения стыковки с космический кораблём «Союз-3».
    Первоначально, наименование «Союз-2» было зарезервировано для пилотируемого корабля, целью которого была стыковка в апреле 1967 г. с другим пилотируемым кораблём — «Союз-1». Но после выхода «Союза-1» на орбиту выявился ряд неисправностей (не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, корабль стал испытывать дефицит электроэнергии), поэтому полёт «Союза-2» был отменён. Неофициально отменённый полёт стал носить условное название «Союз-2А», а название «Союз-2» было дано этому беспилотному кораблю, который должен был участвовать в стыковке со следующим пилотируемым кораблём серии.
   «Союз-3» — пилотируемый космический корабль.
  Масса аппарата — 6,575 т.
   Попытка стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» не удалась из-за ошибки космонавта в ориентации «Союз-3» по крену
  (не заметил неправильное расположение антенны ориентации на Союэ-2).  
  «Союз-4» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,625 т.
  Для обеспечения выполнения программы полета (стыковки двух кораблей), где активным кораблем был «Союз-4», его стыковочный узел был оборудован штырем, стыковочный узел «Союза-5» был оборудован конусом.

   Космическая фалеристика мало зафиксировала в значках один КК Союз-4 (корабль как корабль), а вот их совместную работу с КК Союз-5, другое дело - это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей.
  «Союз-5» — пилотируемый космический корабль (зав.№13). Масса аппарата — 6,585 т.

   Космическая фалеристика и по этому кораблю имеет мало значков (как и по КК Союз-4), а вот их совместную,с КК Союз-4, работу (первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей) - отметила (по значкам видно).
  
    Да еще при спуске с орбиты не сработал пиропатрон отделения спускаемого аппарата (СА) от орбитального (ОО) и агрегатного отсеков (АО), спуск пошел по нештатной траектории с перегревом спускаемого аппарата и нерасчетными перегрузками (СА шел на посадку нештатно - люком (а не днищем) вперед).
   Спускаемый аппарат отделился от ОО и АО только вследствии перегорания стальных стяжных лент, скреплявших эти части. Так как спуск продолжался по нерасчетной баллистической траектории с большей скоростью, то нерасчетно сработала и система мягкой посадки
  «Союз-6» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,577 т. В орбитальном отсеке корабля «Союз-6» была смонтирована установка «Вулкан», предназначенная для проведения сварки в космическом вакууме. Установка «Вулкан» была разработана в Институте сварки имени Патона в Киеве.
  «Союз-7» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,57 т.
  «Союз-8» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,646 т.
 
   Основная "ценность" этих космических кораблей в их совместной работе - первый групповой полёт трёх космических кораблей, что и отметила космическая фалеристика!
   «Союз-9» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,590 т.
  Как-бы "обычный" корабль с "простой" задачей - отработка в космосе средств, необходимых для продолжительных полётов без создания на борту КК искусственной гравитации.
  По конструкции и компоновке этот КК в основном идентичен кораблю «Союз», но имеет некоторые отличия, обусловленные длительностью орбитального полета и необходимостью проведения большого количества научно-технических и медико-биологических экспериментов. Орбитальный отсек корабля был оснащен контейнерами с водой и соками емкостью 55 литров, рационами пищи в банках, пакетах и тубах, системой сбора продуктов жизнедеятельности экипажа, комплектом бытового оборудования, включающего средства личной гигиены, гамаки, спальные мешки, подогреватель пищи, электробритву, насадки для отсоса пыли, специальными жилетами с амортизаторами и площадкой для выполнения комплекса физических упражнений и дополнительными креплениями для фиксации космонавтов в различных положениях при выполнении научных экспериментов.
    Но космическая фалеристика уделила внимание ему. Может быть вес придала дополнительная задачка!
    В ходе полёта, среди других экспериментов, выполнялась программа по имитации перехвата космического аппарата вероятного противника. Для этого в бытовом отсеке был компьютерный прибор по перехвату целей. С помощью этого прибора на орбите проводилось наведение прицела на полуметровую модель КА вероятного противника. Модель отстреливалась от БО с помощью пружинных толкателей,
  «Союз-10» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,680 т.
 
   Программа полета-отработка усовершенствованной системы стыковки космического корабля с орбитальной станцией «Салют-1».
 
   Программа полностью не выполнена из-за проблем со стыковочным механизмом (проще говоря - несостыковались), но в науке говорят и отрицательный результат тоже результат.
 
   И космическая фалеристика даже уделила небольшое внимание этому космическому кораблю.
  «Союз-11» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,790 т.
    
    И программа полета не была полностью выполнена и конструктивная особенность корабля - отсутствие (не предусматривалось) скафандров для экипажа, "сработала".
 
    При посадке космонавты погибли. По результатам анализа этой катострофы: изменилась компоновка органов управления корабля; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из 2х человек (частично место 3-го члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности легких скафандров).
  «Союз-18» — пилотируемый космический корабль. Масса аппарата — 6,800 т.
  Этот корабль в принципе был просто "перевозчиком" на орбительную станцию и обратно.
   Космическая фалеристика и это заметила (и учла).
   Но все же была и самостоятельная задачка полёта «Союза-18» -технические эксперименты по отработке новых систем и приборов перспективных КК и орбитальных станций.
 «Союз-20»беспилотный экспериментальный космический корабль, масса- 6570 кг.
  Задачи запуска: испытание новых бортовых систем при различных условиях полёта и испытание жизнедеятельности некоторых живых организмов в автономном условии.
   Корабль "просто" слетал, "пообщался" с орбитальной станцтей и "просто" вернулся. Видимо поэтому космическая фалеристика отметила это простым значком!
  Дополнительную информацию по описанным выше и другим КК Союз можно посмотреть в разделе их применения- Запуски.
   Союз-19 - в программе Союз-Аполлон
   Союзы 28, 30, 31, 33, 36, 37, 38, 39, 40 и некоторых СОЮЗов серии Т и ТМ - в описании международных запусков

Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS