Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
50 лет знаменательному событию: три корабля в одновременном полете - Союз-6,7,8 !
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта

Космические средства


Ракетно-космическая техника, не вошедшая в другие подтемы.

Это:  ракета-носители и луноходы (как солидная техника на отдельных страничках),
исследовательские ракеты, разгонные блоки, транспортные корабли,  и т.п.

 Предкосмические ракеты
    По авторскому замыслу - это ракеты, запускаемые до 1957г. (запуска 1 ИСЗ).
 С одной стороны, это были метеорологические ракеты, достигавшие высоты до 100 км (а выше "метео" и делать нечего) и геофизические ракеты, достигающие высоты более 100 км, т.е. космоса, но не ставшие в последствии ракетами космического назначения  (РН).
   С ними можно немного познакомиться.

  С другой стороны,  это были первые баллистические ракеты для военных нужд (средства доставки зарядов, в т.ч. ядерных к целям), которые в последствии и привели к рождению ракет космического назначения - первая РН "Спутник", которая по сути была
межконтинентальной баллистической ракетой 8К71 (Р-7) - известная "королёвская семерка". А цепочка шагов была простой: ФАУ-2  - Р-1, Р-2, Р-3, Р-5  и наконец Р-7!
   Военная история рождения ракетно-космичесой техники будет показана в разделе Разное-Войска.

    Геофизические ракеты.

    Это беспилотные ракеты, совершающие суборбитальный полёт и предназначенные для геофизических, физических, астрофизических, химических и медико-биологических исследований верхних слоев атмосферы и близлежащего космоса. Высота апогея может составлять от 100 до 1500 км.

   Конструкция исследовательской ракеты включает один или несколько разгонных блоков и контейнер с аппаратурой. Данные могут передаваться по радио или же записываться локально и изыматься после приземления контейнера с аппаратурой (в этом случае он опускается на парашюте).

     Основные геофизические ракеты
   - до космической эры: Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Е, Р-1Д, Р-2А, Р-11А
   - после 1957г.:             Р-5А, Р-5Б, Р-5В
      Вертикальный космический зонд
      Вертикаль (ракета)
      К65УП
      МР-12,  МР-20
      МН-300
      1Я2ТА
        О некоторых из них можно сказать пару слов (малые помощники изучения в т.ч. космоса).
 Космические транспортные средства, системы, корабли
    Такое предусмотрено даже государственными документами, как "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России).
  
И такое есть в жизни, и еще больше в планах. И даже м.б. многоразовое- Шаттл, Буран.
  Некоторую путаницу вносит название "транспортный" для "обычных" КК "Союз" (начиная с модификации Т - транспортный). Начались уточнения: пилотируемый, грузовой....


    Транспортный корабль «Прогресс»
— серия транспортных грузовыx космических кораблей, разработанных в СССР для снабжения орбитальных станций, выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз».
   Разработка нового корабля на базе космического корабля «Союз» была начата в 1973 году. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года.
    Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном городе Королёв.
 
     Данный корабль имеет множество модификаций:
    Прогресс 11Ф615А15 (1978—1990)
    Прогресс М 11Ф615А55 (1989—2009)
    Прогресс M1 (2000—2004)
    Прогресс М 11Ф615А60 (с 2008)
    Прогресс М-ГКМ
   На базе корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули (ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (российский сегмент) стыковочный модуль № 1 «Пирс» (Прогресс М-СО1) в 2001 году и малый исследовательский модуль № 2 «Поиск» (Прогресс М-МИМ2) в 2009 году.
    Прогресс МС

   Конкуренцию им в настоящее время составляют американские корабли «Dragon» и «Cygnus».

орабли «Dragon» и «Cygnus»,
корабли «Dragon» и «Cygnus»,
корабли «Dragon» и «Cygnus»,

  Транспортный корабль 7КТ-ОК
(Т — транспортный, на базе КК Союз).
    Он отличался стыковочным узлом с внутренним люком-лазом. Время автономного полёта корабля составляло до 3 суток, а в составе орбитальной станции — до 60 суток.
 
  Здесь "транспортный" - для людей (космонавтов).
  И их описание соответственно в разделе КК Союз
 Система МТКК
    "Энергия_Буран" - МТКК - был и такой вариант транспортировки в космос на орбиту полезной нагрузки, в первую очередь "Буран" и других грузов.
       Воздушно-космические системы
   
Многоразовые воздушно-космические системы давно рассматриваются перспективной заменой ракетам

     Воздушно-космический самолет Ту‑2000
   Созданный туполевским ОКБ-156 проект предусматривал силовую установку, включающую в себя несколько двигателей разных типов. Четыре турбореактивных двигателя находились в хвостовой части самолета. Под фюзеляжем, в задней его части, располагался основной разгонный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Для маневрирования в космическом пространстве предназначались два жидкостных ракетных двигателя, размещенные в хвостовой части между турбореактивными.
   Каждому типу двигателей отводилась своя роль. ТРД предназначались для взлета и полета на малых скоростях. Их скоростной диапазон – от 0 до 2,5 Махов. Прямоточный ВРД обеспечивал разгон до 20–25 Махов. Ракетные разгоняли самолет до орбитальной скорости.
    Ту-2000 должен был иметь треугольное крыло малого удлинения и относительно небольшой площади. Основная роль в создании подъемной силы была отведена фюзеляжу с плоской нижней поверхностью. В нем размещались топливные баки с жидким водородом, который предназначался для питания всех двигателей самолета. В хвостовой части фюзеляжа находились баки с окислителем – жидким кислородом, необходимым для работы ракетных двигателей.
    Предполагалось три варианта самолета, в т.ч. и многоразовый воздушно-космический самолет с возможностью вывода грузов на орбиту высотой 200 км.

      АКС «Спираль»
   Из всех советских проектов наибольшую проработку получила авиационно-космическая система «Спираль», задуманная в 60-х годах прошлого века. Мини-шаттл должен был стартовать с гиперзвукового самолета-разгонщика, а далее для выхода на орбиту разгоняться ракетой. Самолет для осуществления воздушного старта также предстояло создать с нуля. Поэтому рассматривали два варианта: с двигателями на жидком водороде и на керосине. В первом случае орбитальный самолет с ракетным ускорителем отделялся бы от разгонщика на высоте 28–30 км и скорости 6 Махов. Во-втором – на высоте 22–24 км и скорости 4 Маха. Выводиться космический самолет должен был на достаточно низкую орбиту высотой 130 км. По этой причине он мог осуществить только 2–3 витка вокруг планеты.
    Для орбитального маневрирования предусматривали жидкостный ракетный двигатель, а для полета на дозвуковых скоростях и посадки – турбореактивный. Космический самолет мог использоваться как для вывода грузов на орбиту, так и для военных нужд, в частности для разведки, поражения наземных и космических целей. Разработкой системы занималось ОКБ-155 А. И. Микояна. Для проведения испытательных полетов сделали несколько беспилотных аппаратов меньшего размера. Создали и пилотируемый аналог орбитального самолета, стартовавший из-под фюзеляжа бомбардировщика Ту-95К.

   МАКС
   Разработка проекта многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) велась с начала 1980-х годов. Одно время после полета советского «шаттла» систему МАКС даже назвали новым «Бураном». Стартовать орбитальный ракетоплан должен был с самолета-носителя Ан-225 «Мрия», который мог перевозить как сам «Буран», так и элементы ракеты «Энергия».
      Было предусмотрено три варианта реализации проекта.
   В пилотируемом варианте ракетоплан взлетал с помощью собственных ракетных двигателей. Топливо и окислитель размещались в одноразовом внешнем топливном баке. В этом МАКС был больше похож на американский Шаттл, чем на советскую систему «Энергия–Буран».
   Беспилотный вариант предполагал размещение топлива и окислителя внутри ракетоплана.
   В третьем варианте для вывода груза на орбиту и вовсе использовали одноразовую ракетную ступень.
 Разгонные блоки (космические буксиры)
 
  «Бриз-КМ»
используется в качестве третьей ступени ракеты-носителя легкого класса «Рокот».
   Маршевый двигатель РБ «Бриз» имеет возможность многократного включения, что позволяет реализовать различные схемы выведения космических аппаратов, в том числе групповой запуск космических аппаратов на одну или несколько различных орбит.
   Аппаратура разгонного блока «Бриз» способна обеспечить высокую точность выведения космических аппаратов на орбиту, необходимую ориентацию полезного груза и, при необходимости, его энергоснабжение в орбитальном полете продолжительностью до 7 часов.
     Характеристики   
 -    Масса 6475кг
 -     Состав
      Моноблок с коническим баковым отсеком и маршевым двигателем, расположенным в нише бака “Г”.
 -    Двигательная установка (маршевый)               1xС5.98
 -    Двигательная установка (двигатель коррекции)            4x11Д458
 -    Двигательная установка (двигатель ориентации и стабилизации)    12x17Д58Э
 -  Заправляемый запас топлива (АТ+НДМГ)         5055 кг
 -    Число включений маршевого двигателя        8 раз
  -    Основные особенности                                   Возможность маневрирования в полете.
 -  Максимальное время автономного полета       7 часов

  
  «Фрегат» — универсальный разгонный блок
, может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжёлого классов. Разработан и производится в НПО Лавочкина.

   РБ использует двигатель, аналогичный применённому в РБ «Бриз-М» и «Бриз-КМ». Тяга этого двигателя составляет 2 тонны, что близко к оптимуму для ракет среднего класса.
   РБ «Фрегат» используется для выведения космического аппарата на опорную, геостационарную и геопереходную орбиты искусственного спутника Земли, а также для ориентации и стабилизации головного блока на пассивном и активном участке полета.

    Были созданы следующие модификации РБ «Фрегат»:

    Базовая, так и называемая «Фрегат». Предназначена для ракет нижнего среднего класса, таких как Союз-2 и тд. Прошёл 3 этапа модернизации включая один из самых существенных - замена БВК Бисер-3 на Бисер-6.
    Фрегат-СБ и Фрегат-СБУ это Фрегаты с сбрасываемыми баками. Масса рабочего топлива в простом и усовершенствованном блоке баков - соответственно 3100 и 4800 кг. Эта модификация предназначена для ракет верхнего среднего и тяжёлого классов, в первую очередь, для РКН «Зенит-3SLБФ».
    Фрегат-М это Фрегат с рядом доработок по облегчению конструкции включая новую компоновку ПО1 и с увеличенной несущей способностью (с 12 т х м до 16 т х м).
    Фрегат-МТ это специализированная модификация Фрегат предназначенная для запусков с космодрома Куру. Увеличенная заправка за счёт установки дополнительных ёмкостей, доработанный ПО1, облегчённый ПхО.

 
   Семейство разгонных блоков Д
(верхних ступеней) от разгонного Блока «Д» — пятой ступени космического ракетного комплекса Н1-Л3, предназначенного для полёта на Луну советских космонавтов. Используют в качестве топлива пару жидкий кислород — керосин, при этом допускается заправка синтином без переделки конструкции.
    Разработка блока «ДМ» началась в 1969 году.
    Эксплуатируется с РН «Протон» с 1974 г.

       Характеристики:
    Сухая масса разгонного блок «ДМ» — 3420 кг,
    Масса отделяемых в полёте элементов — 1090 кг;
    Массу КА, выводимых на ГСО, — до 2600 кг;
    Заправляемый запас компонентов топлива — 15050 кг;
    Длина — 6280 мм
    Ширина (диаметр) — 3700-4100 мм[8]
    Тяга двигателя 11Д58М в пустоте — 8550 кгс
    Удельная тяга (в пустоте) — 361 с

  Блок «ДМ» состоит из: маршевого двигателя; двух двигательных установок стабилизации и ориентации; сферического бака окислителя; тороидального бака горючего; приборного отсека; аппаратуры командно-измерительного комплекса; отделяемых в полете нижнего и среднего переходников. Подтвержденная надежность двигателя 0,997 при доверительном уровне 0,9. Каждый двигатель проходит контрольные испытания без переборки с использованием прогрессивных средств диагностирования технического состояния.

   Модификации
   Блок Д (11С824)- в комплексе Л3 устанавливался двигатель 11Д58 разработки ОКБ-1.
   Блок ДМ (11С86) с двигателем 11Д58М, разработанным в НПО «Энергия» под руководством Б. А. Соколова.      Данный двигатель серийно изготавливается на Воронежском механическом заводе.
     Модифицированный разгонный блок имел время активного существования 9 часов, и количество запусков двигателя было ограничено тремя. В дальнейшем разработали разгонные блоки моделей ДМ-2, ДМ-2М и ДМ-03 производства РКК «Энергия», у которых количество включений было увеличено до 5.
 
   КВТК (Кислородно-водородный тяжёлого класса)
— семейство кислородно-водородных разгонных блоков для использования в составе ракеты-носителя «Ангара» среднего (вариант КВСК) и тяжёлого классов. Разрабатывается в Государственном космическом научно-производственном центре им. М. В. Хруничева по заказу госкорпорации «Роскосмос».
    Первоначальная стоимость контракта, заключенного между сторонами 26 сентября 2012 года, составила 4,35 млрд рублей. Согласно ему, все опытно-конструкторские работы должны были быть завершены к ноябрю 2015 года. В декабре 2016 года условия контракта были изменены так, что окончание работ было перенесено на 2020 год, а общая сумма работ сократится до 3,915 млрд рублей.
   В качестве топлива используется жидкий водород и жидкий кислород. Масса топлива при полной заправке — от 11 тонн (вариант КВСК) до 27 тонн (вариант КВТК-А7). При создании разгонного блока «КВТК» широко используется научно-технический задел, полученный при разработке разгонного блока «12 КРБ», используемого третьей ступенью в индийской ракете-носителе «GSLV Mk.1».
    Использование КВТК в РКН "Ангара А-5" предусмотрено после 2024 года. До этого момента для выведения полезной нагрузки будут использоваться РБ "Бриз-М" и ДМ.
 Прочее - разное..
 Скафандры
   Космические скафандры - специальное снаряжение, предназначенное для изоляции космонавта (животного) от внешней среды (газов, излучений), т.е. предназначены для осуществления безопасного пребывания и работы космонавта в космическом корабле и в открытом космосе.

     Существуют два основных вида:
   скафандр мягкого типа
   скафандр жёсткого типа

      Советские скафандры:
    СК-1 — скафандр для осуществления космического полёта без выхода в открытый космос (1960 год)
   «Беркут» — универсальный скафандр для обеспечения безопасного выхода человека в открытый космос и спасения при разгерметизации космического корабля (1964 год).
   «Ястреб» — скафандр для осуществления космонавтами выходов в открытый космос (1967 год).
   «Кречет» — скафандр для осуществления экспедиции на Луну (1969 год).
   «Сокол» — скафандр для осуществления космического полёта без выхода в открытый космос (1973 год).
   «Орлан» — скафандр для осуществления космонавтами внекорабельной деятельности (1977).
   «Стриж» — скафандр для осуществления космического полёта на многоразовом космическом корабле «Буран» (1981 год).
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS