Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
В марте 75 лет со дня рождения космонавта Савиных Виктора Петровича!
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта · Словарь КосмоФал

Луна

Венера  |  Луна  |  Марс  |  Зонд

Луна — серия советских автоматических межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства.
Запуск космических кораблей советской серии «Луна» проводился с 1958 по 1976 год.


  Луна-1 
     Станция также имела названия «Луна-1D» и «Мечта».
    
    Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» (КБХА).
 «Луна-1» была оснащена следующим научным оборудованием:
 - магнитометр, 
 - счётчик Гейгера, 
 - сцинтилляционный счётчик, 
 - детектор микрометеоритов.

    Луна-2

   Конструктивно Луна-2 практически полностью повторяла свою предшественницу Луну-1, те же научные приборы и оборудование, позволяли заполнять данные о межпланетном пространстве и корректировать данные полученные Луной-1. 
  
         На борту Луны-2 были помещены три символических вымпела: два в автоматическом межпланетном аппарате и один - в последней ступени ракеты с надписью «СССР, сентябрь 1959 год». Внутри Луны-2 находился металлический шар, состоящий из пятигранников-вымпелов, и при ударе о лунную поверхность шар разлетался на десятки вымпелов.
      Аппарат не имел собственной двигательной установки. 

    Луна-3
 
    Конечная масса последней ступени ракеты-носителя с «Луной-3» составляла 1553 кг (масса научной и измерительной аппаратуры с источниками питания 435 кг). Масса аппарата «Луна-3»: 278,5 кг.
    Космический аппарат имел системы: радиотехнической, телеметрической, фототелеметрической ориентации (относительно Солнца и Луны), энергопитания (с солнечными батареями), терморегулирования и комплекс научной аппаратуры, включая фотолабораторию.
     Система ориентации аппарата «Чайка» была разработана и построена коллективом под руководством Бориса Раушенбаха, впервые в мире решившему задачу управления аппаратами в космическом пространстве.
   Изображения обратной стороны Луны — после проявления плёнки на борту — были переданы с помощью фототелевизионной системы на Землю. Фототелевизионное устройство «Енисей» было разработано ленинградским НИИ телевидения (сам фотоаппарат АФА-Е1 — Красногорским механическим заводом).

   Луна-4
 
    Это станция 2го поколения (для мягкой посадки на Луну), Серия Е-6, №4
   Автоматическая станция «Е-6» состояла из корректирующей тормозной двигательной установки (КТДУ) со сферическим блоком баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых перед торможением навесных отсеков системы астроориентации «Юпитер» весом 312 кг, радиовысотомера больших высот и собственно автоматической лунной станции (АЛС). На станции «Е-6» были установлены 5 групп датчиков: 2 датчика Солнца, 2 датчика Луны, 1 датчик Земли. В качестве источников питания использовались химические аккумуляторы. КТДУ была изготовлена в КБ Исаева и была предназначена для коррекции траектории и для торможения перед посадкой.
  Вес АМС составлял - 140 кг, вес топлива - 773 кг. Вес станции (без АЛС) перед падением на Луну был около 430 кг.

    Луна-5
(Станция Е-6 №10)
   Создатель - ОКБ-1
     Вес станции составлял 1474 кг.
     После неудачи с Луной-4, в проект были внесены изменения, которые должны были предотвратить повторение неудачи.
     
   На станции было установлено оборудование для выполнения задач полета: «мягкая посадка» на Луну, фотографирование поверхности и изучение поверхности. 

   Луна-6
(Станция Е-6 №7)
  
   Создатель - ОКБ-1        Общий вес станции составлял 1440 кг.

   Луна-6 был сестрой-близнецом предыдущих АМС (Луной-4 и Луной-5).
 
  В новую АМС опять были внесены необходимые изменения, для «мягкой посадки» на Луну

    Луна-9
(Станция Е-6М №202)
   
    В 1965г Королёвым была инициирована передача тематики АМС и АЛС в КБ им. Лавочкина, под руководство Г. Н. Бабакина, и Луна-9 была первым аппаратом, подготовленным на новой фирме из задела, переданного из ОКБ-1.

  На Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина по результатам предыдущих полетов в конструкцию и логику работы были внесены некоторые изменения: - усилена прочность оболочки амортизаторов; - наддув амортизаторов начинался после включения КТДУ на торможение. 

  
Автоматическая станция состояла из двух частей: перелётного блока и автоматической лунной станции. Масса Луны-9 1538 кг при длине 2,7 метра.
   Автоматическая лунная станция имела диаметр 58 см и массу 100 кг. Станция состояла из герметичного контейнера под давлением 1,2 атм. В контейнере установлены радиосистема, программно-временное устройство, аккумулятор, система терморегулирования и научные приборы. Четыре лепестковых антенны автоматически открываются после мягкой посадки. Они установлены на верхней полусфере лунной станции. Имелись также два надувных баллона-амортизатора, которые со всех сторон закрывали лунную станцию, чтобы смягчить прилунение.
 
 
  Перелётный блок состоял из корректирующе-тормозной двигательной установки КТДУ-5А с четырьмя управляющими соплами, топливного бака из алюминиевого сплава в виде тора, и сферического бака окислителя диаметром 90 см, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации и радиовысотомера больших высот.             
  
 Общий вес станции составлял 1583,7 кг, вес АЛС, по одним данным 84 (100 по другим) кг

    Луна-10
  
   Космический аппарат был предназначен для вывода на орбиту искусственного спутника Луны и проведения исследований Луны и окололунного пространства.
    Космический аппарат был создан на базе АМС "Луна-9". Вместо автоматической лунной станции на космическом аппарате "Луна -10"был установлен отделяемый герметичный контейнер - искусственный спутник Луны (ИСЛ), который был сделан достаточно простым по конструкции и по составу оборудования.
   Система ориентации на ИСЛ отсутствовала, поэтому аппарат совершал неориентируемый полет. Внутри герметичного контейнера ИСЛ были установлены телеметрическая аппаратура для сбора служебной и научной информации, программно-временное устройство, радиосистема КРС метрового диапазона и приемоответчик дециметрового диапазона РКТ1, электронные блоки научных приборов и химические источники тока. В состав системы терморегулирования герметичного контейнера входил вентилятор, сброс тепла осуществлялся непосредственно через стенки контейнера. На внешней стороне ИСЛ были размещены антенны радиокомплексов, штанга магнитометра длиной 1,5 метра, а также датчики научных приборов. 
   
    Перелётная ступень была унифицирована со станциями Луна-4…Луна-9, а, поскольку для выхода на орбиту ИСЛ требуется меньшее изменение скорости, то масса спутника была заметно больше массы АЛС Луна-9 и составляла около 250 кг. Полная масса станции во время перелёта Земля-Луна — около полутора тонн.

  Луна-12
 
    "Луна-12" по конструкции и составу оборудования аналогична станции "Луна-11". По результатам полета "Луны-11" на станции "Луна-12" была доработана система дренажных клапанов и установлена авто система стабилизации с повышенной тягой сопел, обеспечившая доворот на заданный угол и стабилизацию КА.
    АМС «Луна-12», как  и «Луна-14» не отделялись от двигательных отсеков после завершения маневров выведения на окололунную орбиту. Не сбрасывались также радиолокационная установка и астронавигационный блок, чтобы обеспечить необходимую астроориентацию аппаратов для съемки и передачи на Землю изображений лунной поверхности.

    Состав научной аппаратуры: - гамма-спектрометр 3134-03 для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, характеризующего тип лунных пород; - РМЧ-1 - регистратор метеоритных частиц; - радиометр СЛ-1 для изучения радиационной обстановки вблизи Луны; - РФЛ-Ф - прибор для обнаружения рентгеновского флуоресцентного излучения Луны. - "Кассиопея КЯ-4" - прибор для измерения интенсивности радиоизлучения в длинноволновом диапазоне; - спектрофотометр УС-3 - для определения структуры лунной поверхности, путем измерения коэффициента отражения ультрафиолетовой части спектра. В состав радиокомплекса РК-Д входили две фототелевизионные установки: ФТУ-Б с высоким разрешением (фокусное расстояние объектива 500 мм) и ФТУ-Б с низким разрешением (фокусное расстояние 110 мм) для "привязки" к местности детальных изображений участков лунной поверхности. Запас пленки (42 кадра) на каждом ФТУ был рассчитан на один сеанс съемки (64 минуты) сразу после торможения.


  Луна-13
 
   
   По конструкции, составу бортовых систем и схеме полета АМС "Луна-13" аналогична станции "Луна-9". Изменения коснулись лишь отдельных систем и научной аппаратуры. 
  На основном аппарате были установлены усовершенствованные радиовысотомер больших высот и прибор управления. На автоматической лунной станции были установлены две выносные штанги, позволившие проводить научные эксперименты по определению механических свойств и плотности наружного слоя лунного грунта на удалении 1,5 метров от АЛС. Кроме того, на АЛС были установлены научные приборы для измерения теплового потока от лунной поверхности. 
   Дополнительно установлена еще одна оптико-механическая телекамера. Угломерная система дециметрового диапазона "Маяк-6" заменена приемоответчиком дециметрового диапазона РКТ-1. С целью исключения замерзания воды в испарительной системе терморегулирования АЛС поплавковый регулятор был заменен системой с биметаллическим регулятором воды. 
    Состав научной аппаратуры: - две оптико-механические телевизионные камеры с цилиндрическим иллюминатором; - ГР-1 - механический грунтомер-пенетрометр на выносной штанге для определения механической прочности наружного слоя лунного грунта; - РП - радиационный плотномер на выносной штанге для определения плотности наружного слоя лунного грунта; - ДС-1 "Ястреб" - динамограф для регистрации перегрузки, которая возникала при контакте АЛС с поверхностью Луны; - КС-17МА - прибор для регистрации корпускулярного излучения, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность. - ИД-3 - прибор для измерения интегрального теплового потока радиации от поверхности.
  
  Луна-16

    Автоматический космический комплекс по доставке грунта с Луны состоял из:
 - посадочной платформы;
 - возвратной ракеты;
 - возвращаемого аппарата.
      Посадочная платформа была унифицирована для всех станций серии Е-8
  
  Для размещения бортовой аппаратуры, которая должна была разместиться в гермоотсеке лунохода, дополнительно был разработан торовый приборный отсек. Были исключены трапы для съезда с посадочной платформы лунохода и остронаправленная антенна. На посадочном модуле было установлено грунтозаборное устройство (ГЗУ), которое состоит из бурового станка с системой электрических приводов и бурового снаряда, механизма выноса ГЗУ - штанги, на которой укреплен буровой станок, и приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях (по азимуту и углу места). Для выбора места бурения - азимута разворота ГЗУ - на посадочной платформе были установлены два телефотометра, аналогичные установленным на "Луноходе". Для освещения зоны работы ГЗУ параллельно телефотометрам были установлены светильники. Приборный отсек, имеющий форму тора, служил стартовой площадкой для возвратной ракеты. Возвратная ракета представляет собой самостоятельный ракетный блок с однокамерным жидкостным реактивным двигателем тягой 1850 кг и системой из трех сферических баков с компонентами топлива тетроксид азота и несимметричный диметилгидразин. Диаметр центрального бака 67 см, диаметр каждого из периферийных баков 53 см. Система подачи топлива - вытеснительная. Для стабилизации ВР на активном участке служили рулевые сопла общей тягой 70 кг. На центральном баке укреплен цилиндрический приборный отсек диаметром 56 см, внутри которого установлены электронные счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления ракетой, приборы бортового радиокомплекса метрового диапазона (101,965 МГц по линии Земля - борт и 183,537 МГц по линии борт - Земля) с телеметрической системой, аккумуляторные батареи и приборы бортовой автоматики. 
  
Масса КА: 5725 кг. Масса возвратной ракеты: 512 кг. Масса спасаемого аппарата: 34 кг.

   Луна-17
 
 Автоматический космический аппарат состоял из корректирующе–тормозного модуля (КТ) и самоходного аппарата. Корректирующе–тормозной модуль КТ предназначен для обеспечения перелета по трассе Земля–Луна, включая коррекции траектории, выход на орбиту искусственного спутника Луны, формирование предпосадочной окололунной орбиты, сход с орбиты и посадку на лунную поверхность.
   Космический аппарат «Луна-17» был предназначен для доставки на поверхность Луны самоходного аппарата «Луноход-1» и проведения научных исследований на лунной поверхности.
Основу конструкции КТ составляли четыре сферических топливных бака, соединенных между собой цилиндрическими проставками, две из которых выполняли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой. Часть аппаратуры системы управления, предназначенная для управления работой блока Д, была размещена на переходной ферме.
    Помимо основных баков топливо размещалось еще и в баках сбрасываемых отсеков. Сброс отсеков производился перед включением двигателя для схода с орбиты ИСЛ. Двигательная установка корректирующе–тормозного модуля КТ состояла из основного двигателя с регулируемой тягой и блока двигателей малой тяги с номинальной тягой 280 кг. Суммарная тяга двигателя могла изменяться в пределах 1929 — 750 кг.
 

   Луна-20
-
   Автоматический комплекс для доставки образцов лунного грунта на Землю

   АМС "Луна-20" по конструкции, составу оборудования и служебных систем аналогичен автоматической станции "Луна-16".
      
 Масса аппарата: 5725 кг; масса возвратной ракеты: 512 кг; масса спускаемого аппарата: 34 кг  

   Луна-21

     Автоматическая станция "Луна-21" по конструкции, составу оборудования и служебных систем аналогична автоматической станции "Луна-17". 
      
   Изменения коснулись лишь самоходного аппарата. 

    Масса аппарата: 5700 кг; масса «Лунохода-2»: 836 кг

   Луна-22

   Станции серии Е-8ЛС - Луна-19 и Луна-22 - были тяжёлыми спутниками Луны, предназначенными для изучения, в первую очередь, лунного гравитационного поля и составления карт масконов. 
    Они были разработаны на базе посадочного устройства, присущего всем станциям серии Е-8, а также приборного контейнера, аналогичного по конструкции и размерам основному контейнеру аппаратов «Луноход». Поскольку для выведения на окололунную орбиту требуется меньше топлива, чем для мягкой посадки на Луну, а также поскольку ненужным было шасси, механизм разделения Лунохода и посадочной ступени, аппарели и многое другое, на Луну-22 было установлено большое количество аккумуляторов, обеспечивающих электропитание во время нахождения на окололунной орбите.
  

Дополнительную информацию (традиция данного раздела) для Техники можно еще найти в Событиях (применении этой техники) 
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS