Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
В марте 75 лет со дня рождения космонавта Савиных Виктора Петровича!
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта · Словарь КосмоФал

Венера

Венера  |  Луна  |  Марс  |  Зонд

 
Венера— серия советских автоматических межпланетных космических аппаратов для изучения планеты Венера и космического пространства.  

  
   «Венера-1» — первый космический аппарат (автоматическая межпланетная станция), отправленный к Венере. 
  
   Конструкция корабля «Венера-1» представляла собой цилиндр со сферической верхней частью. Длина аппарата составляла 2,035 метра, диаметр — 1,05 метра. Корабль был снабжён двумя солнечными батареями, закреплёнными в радиальном направлении с двух сторон цилиндрического корпуса и обеспечивавшими зарядку серебряно-цинковых аккумуляторов. 
    На внешней поверхности корпуса корабля была закреплена параболическая антенна диаметром 2 метра, предназначенная для передачи данных на Землю на частоте 922,8 МГц (длина волны 32 см). На станции были установлены научные приборы: магнитометр, две ионные ловушки, для измерения параметров солнечного ветра, детектор микрометеоритов, счётчик Гейгера и сцинтилляционный детектор для измерения космической радиации.
    В нижней части космического аппарата была установлена двигательная установка КДУ-414, предназначенная для коррекций траектории полёта.
   Масса станции — 643,5 кг.
    Верхняя часть аппарата представляла собой герметичную сферическую камеру, наполненную азотом под давлением в 1,2 атмосферы. В этой сфере находился вымпел с символикой СССР. Эта камера должна была плавать на поверхности предполагаемого венерианского океана.
 
   «Венера-2»
 
   
   Масса аппарата — 963 кг.
   На станции были установлены приборы для изучения:
   магнитных полей, космических лучей, потоков заряженных частиц малых энергий, потоков солнечной плазмы и их энергетических спектров, космических радиоизлучений и микрометеоритов.

   
  «Венера-3»

     
   Изготовитель — ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.
   Масса аппарата — 960 кг.

   Оборудование: 
  Аккумуляторные батареи;
  две солнечные батареи;
  передатчики и приёмники дециметрового диапазона;
  телеметрические коммутаторы;
  приборы системы ориентации и коррекции движения станции: газовые реактивные микродвигатели, электронно-оптические датчики положения станции в пространстве и гироскопы;
  ЭВМ, управлявшая всеми системами станции.

   Научное оборудование
  трёхкомпонентный феррозондовый магнитометр для измерения межпланетных магнитных полей;
  газоразрядные счётчики и полупроводниковый детектор для исследования космических лучей;
  специальные датчики (ловушки) для измерения потоков заряженных частиц малых энергий и определения величин потоков солнечной плазмы и их энергетических спектров;
  пьезоэлектрические датчики для исследования микрометеоров;
  радиоприёмник для измерения космического радиоизлучения в диапазонах длин волн 150 и 1500 метров и 15 километров.

 
    «Венера-4»

    
АМС «Венера-4» была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина (главный конструктор — Георгий Николаевич Бабакин), на базе ранних разработок ОКБ-1 С. П. Королёва.
     Масса КА: 1106 кг
     Масса спускаемого аппарата: 377 кг
   Орбитальный отсек имел цилиндрическую форму, он был герметичным. В орбитальном отсеке размещались приборы радиокомплекса, системы ориентации, терморегулирования, аккумуляторные батареи и научная аппаратура. Мощность радиопередатчика дециметрового диапазона составляла 40 ватт. Скорость передачи телеметрической информации могла составлять 1, 4, 16 и 64 бит в секунду. 
   Спускаемый аппарат имел сферическую форму диаметром 103 см. В спускаемом аппарате были два отсека — приборный и парашютный. Система торможения состояла из двух парашютов — тормозной парашют с площадью купола 2,2 м² и основного парашюта с площадью купола 55 м². Спускаемый аппарат был герметичен с внутренним давлением 2 атмосферы.

    "Венера-5"
     
АМС «Венера-5» была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина. Конструкция АМС «Венера-5» была аналогична конструкции АМС «Венера-4», существенным изменениям подвергся только спускаемый аппарат.
   Масса КА: 1130 кг
   Масса спускаемого аппарата: 410 кг
       Состав научной аппаратуры
   Орбитальный аппарат
  прибор КС-18-3М для изучения потоков космических частиц
  прибор ЛА-2У для определения распределения кислорода и водорода в атмосфере планеты
    Спускаемый аппарат
  датчики давления типа МДДА-А для измерения давления атмосферы в диапазоне от 100 до 30000 мм рт. ст. (0,13-40 атм)
  газоанализаторы Г-8 для определения химического состава атмосферы
  прибор ВИП для определения плотности атмосферы по высоте
  ФО-69 для измерения освещенности в атмосфере
  ИС-164Д для определения температуры атмосферы по высоте  

   "Венера-6" 
     
АМС «Венера-6» была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина. Конструкция АМС «Венера-6» была полностью аналогична конструкции АМС «Венера-5».
   Масса КА: 1130 кг
   Масса спускаемого аппарата: 410 кг

  На станции «Венера-6» был памятный знак, на одной стороне которого было изображение герба Советского Союза, а на другой — барельеф В. И. Ленина.
  

   "Венера-7"  

   В конструкции АМС «Венера-7» были учтены данные, полученные предшествующими станциями «Венера-4», «Венера-5» и «Венера-6». Из расчётов, сделанных на основе данных, полученных во время предыдущих экспедиций, предполагалось, что на поверхности планеты давление может достигать значения 100 атмосфер, температура — 500 °C и скорость ветра у поверхности — 1,5 м/с. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих «Венер», а из титана, благодаря чему он был способен выдержать давление до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы СА была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы — из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство.

            Состав научной аппаратуры
   Орбитальный аппарат -     прибор КС-18-4М для изучения потоков космических частиц

    Спускаемый аппарат:
     -  гамма-спектрометр ГС-4 для определения типа поверхностных пород планеты
   - комплект ИТД для определения температуры и давления атмосферы
   - прибор ДОУ-1М для измерения максимального ускорения на участке торможения СА

    Масса КА: 1180 кг    Масса спускаемого аппарата: 500 кг
   
   «Венера-8»
 =
    Масса КА: 1184 кг
    Масса спускаемого аппарата: 495 кг
    АМС «Венера-8» была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина.

  
В конструкции АМС «Венера-8» были учтены данные, полученные предыдущей станцией — «Венера-7». Спускаемый аппарат станции «Венера-7» рассчитывался на давление 180 атмосфер. По данным, полученным станцией «Венера-7», реальное давление на поверхности планеты Венера не превышало 105 атмосфер, а температура — 500 °C. Эти данные были учтены при проектировании спускаемого аппарата «Венеры-8». В нижней части отсека толщина стенки была уменьшена с 25 до 12 мм, в верхней — с 8,7 до 5,7 мм, что дало возможность снизить вес спускаемого аппарата на 38,5 кг по сравнению с «Венерой-7». Для улучшения теплового режима оборудования на внутренней стороне титанового корпуса спускаемого аппарата были установлены бериллиевые оболочки — аккумуляторы тепла, а в узлах крепления рамы к корпусу приборного отсека были введены стеклотекстолитовые прокладки. Поскольку после посадки СА «Венеры-7» наблюдались сильные колебания сигнала, вызванные отсутствием фиксации СА на поверхности и относительно узкой диаграммой направленности антенны (±45°), а посадка на освещенную сторону вызывает трудности с радиосвязью (угол между направлением на Землю и местной вертикалью составит 30-50°), была доработана антенно-фидерная система.

   «Венера-9» и «Венера-10»
включают каждый собственно космический аппарат (КА) и спускаемый аппарат (СА). Масса аппаратов 4936 и 5033 кг; масса каждого СА с теплозащитным корпусом 1560 кг.     
     Основной силовой элемент КА — блок баков, на нижнем днище которого закреплены ракетный двигатель и охватывающий его приборный отсек в форме тора.
   В верхней части КА находится переходник для крепления СА. В приборном отсеке размещены системы управления, терморегулирования и др. СА имеет прочный корпус сферической формы (рассчитан на внешнее давление 10 МПа), покрытый внешней и внутренней теплоизоляцией.
   В верхней части к СА крепится аэродинамическое тормозное устройство, в нижней — торовое посадочное устройство. В СА установлены приборы радиокомплекса, оптико-механического ТВ устройства, аккумулятор, блоки автоматики, средства терморегулирования, научные приборы. СА помещен внутри теплозащитного корпуса сферической формы (диаметр 2,4 м), защищающего его от высоких температур на всём участке торможения.
                   Состав научной аппаратуры
   СА оснащён комплексом научной аппаратуры, включающим:
   - панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности в месте посадки (телефотометров на спускаемых аппаратах было по два, но и на Венере-9 и на Венере-10 не открылись крышки у одного из телефотометров, хотя сами камеры работали исправно);
   - фотометр для измерения световых потоков в зелёных, жёлтых и красных лучах и в двух участках ИК лучей;
   - фотометр для измерения яркости атмосферы в инфракрасном спектре и определения химического состава атмосферы методом спектрального анализа;
   - датчики давления и температуры;
   - акселерометры для измерения перегрузок на участке входа в атмосферу;
   - масс-спектрометр для измерения химического состава атмосферы на высотах 63—34 км;
   - анемометр для определения скорости ветра на поверхности планеты;
   - гамма-спектрометр для определения содержания естественных радиоактивных элементов в венерианских породах;
   - радиационный плотномер для определения плотности грунта в поверхностном слое планеты.

«Венера-10» имеет такую же конструкцию, как и "Венера-9" - см. выше.
   
Это аппараты нового типа, созданные на основе станций «Марс-2 - 7» с необходимыми доработками и соответствующим научном оборудованием на борту. 



     АМС «Венера-11» и  «Венера-12»
являются полной аналогией друг другу по конструкции, составу бортовых агрегатов, служебных систем и приборов, комплекту научной аппаратуры и предназначены для выполнения идентичных исследовательских программ.
  
   Общая масса КА «Венера-11» составила 4447,3 кг. Масса спускаемого аппарата –1645 кг, а масса посадочного аппарата на поверхности Венеры – 750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-11» была заправлена 687,4 кг топлива: 241,9 кг горючего и 445,5 кг окислителя.

    Общая масса КА «Венера-12» составила 4457,9 кг. Масса спускаемого аппарата – 1645 кг, масса посадочного аппарата на поверхности Венеры – 750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-12» заправлена 685,3 кг топлива: 237,7 кг горючего и 447,7 кг окислителя.


   АМС «Венера-13» и «Венера-14»


  АМС «Венера-13» и «Венера-14» являются полной аналогией друг друга по конструкции, составу бортовых агрегатов, служебных систем и приборов, комплекту научной аппаратуры и предназначены для выполнения идентичных исследовательских программ.
   Неудача с получением цветных фотопанорам и отказ грунтозаборных устройств (ГЗУ) на посадочных аппаратах «Венеры-11, -12» вынудили провести серьезную доработку ГЗУ и механизма отделения (отстрела) крышек телефотометров, а также их отработку на стендах и экспериментальных изделиях.  Для проверки операции сброса крышек телефотометров было запланировано 39 видов испытаний, а проведено 78. В результате при расчетном запасе работоспособности новых узлов ~7,5 был получен запас аж 20,5. А выбор демпфера на посадочном устройстве и проверка теоретических расчетов потребовали многочисленных продувок модели посадочного аппарата в аэродинамической трубе.  

  Общая масса КА «Венера-13» составила 4397,85 кг. Масса спускаемого аппарата –1643,72 кг, масса посадочного аппарата на поверхности Венеры – 750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-13» заправлена 629,68 кг топлива: 221,75 кг горючего и 407,93 кг окислителя.
   
 Общая масса КА «Венера-14» составила 4394,5 кг. Масса спускаемого аппарата – 1632,71 кг, масса посадочного аппарата на поверхности Венеры – 750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-14» заправлена 641,35 кг топлива: 225,8 кг горючего и 415,55 кг окислителя.
марте 1982 года совершили мягкую посадку на поверхность планеты. Впервые были получены цветные изображения поверхности и проведён прямой анализ грунта планеты. 

   АМС «Венера-15» и КА «Венера-16»

    - являются полной аналогией друг друга по конструкции, составу бортовых агрегатов, служебных систем и приборов, комплектации научной аппаратурой и предназначены для выполнения идентичных исследовательских программ при одновременной работе на орбитах ИСВ. В литературных источниках в отношении этих аппаратов употребляется также термин «венерианский картограф». 

     Для выполнения главной целевой задачи – радиокартографирования поверхности Венеры на борту КА серии 4В2 установлена БКРС «Полюс В», разработанная в ОКБ МЭИ под руководством А.Ф. Богомолова, в составе РЛБО и радиовысотомера.  Все приборы КА, занятые картированием поверхности, осуществляют наблюдения и измерения в радиодиапазоне. Известно, что плотный слой атмосферы Венеры, простирающийся до высоты 35 км, «прозрачен» для радиоволн длиной свыше 2÷3 см. Стержнем радиотехнического комплекса стал радиолокатор бокового обзора. Радиоволны, посылаемые передатчиком, формируются антенной радиолокатора и беспрепятственно достигают поверхности, «высвечивая» на ней эллипс размером по продольной оси 100 - 150 км. Чтобы обеспечить в этой зоне разрешение 1,5÷2 км, луч радиолокатора отклонен от вертикали приблизительно на 10°.

   Общая масса КА «Венера-15» – 5250 кг, масса топлива – 2443 кг. Масса комплекта целевой аппаратуры: БКРС «Полюс В» – 298,6 кг, «Омега» – 22,95 кг. 

   Общая масса КА «Венера-16» - 5300 кг, из которых 2520 кг составляло топливо. Масса комплекта целевой аппаратуры: БКРС «Полюс В» – 298,6 кг, «Омега» – 22,95 кг. 

   = =

Дополнительную информацию (традиция данного раздела) для Техники можно еще найти в Событиях (применении этой техники) 
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS