Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
В марте 75 лет со дня рождения космонавта Савиных Виктора Петровича!
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта · Словарь КосмоФал

Орбитальные станции


   Орбитальные станции — космические аппараты, предназначенные для долговременного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований и прикладных работ в условиях космического пространства.  

   Отличительная особенность - наличие экипажа, который периодически сменяется с помощью транспортных кораблей, доставляющих на ОС смену экипажа, запасы топлива и материалов для функционирования технических систем станции, средства жизнеобеспечения экипажа и т. п. Спускаемый аппарат транспортного корабля доставляет на Землю сменённых членов экипажа и результаты проведённых исследований и наблюдений.

   Обитальные псевдостанции
  
  Название авторское для выделения (обращения внимания) на такую страницу истории космонавтики.

        В их число включено:


   "Космос-186" - "Космос-188"  - беспилотные космические корабль типа «Союз» (7К-ОК). Корабль "Клсмлс-186" был запущен 27 октября 1967 г для осуществления автоматической стыковки с кораблём «Космос-188».
   «Космос-186» (активный) и «Космос-188» (пассивный) 30 октября 1967 года произвели первую автоматическую стыковку КК в мире. Состыкованными корабли летали 3,5 часа, образуя этим как бы орбитальную псевдостанцию.


   
"Союз-4" - "Союз-5" - пилотируемые космические корабли серии «Союз»
16 января 1969г. корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Во время стыковки активным кораблем был «Союз-4», стыковочный узел которого был оборудован штырём. Стыковочный узел «Союза-5» был оборудован приёмным конусом.
 

   В сообщении ТАСС было объявлено, что впервые на орбите создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту.


    "Космос - 557" -   «Салют-3А» (по версии США)

        
Так названа в СССР Четвёртая орбитальная космическая станция (ДОС-3) массой 19,4 т.

   Запуск был неудачным.    Но станцию посчитали ИСЗ и космическая фалеристика получила соответствующий значок!


   Космические аппараты программы "Алмаз"
 
    «Алмаз» (ОПС)  — серия орбитальных станций, разработанных ЦКБМ для задач Министерства Обороны СССР.
    На орбиту станции выводились с помощью ракеты-носителя «Протон». Транспортное обслуживание станции предполагалось как космическим кораблём ТКС, разработанным по той же программе «Алмаз», так и ранее разработанным «Союзом».

   Станции для пилотируемой эксплуатации получали названия «Салют», смежные с гражданскими станциями ДОС. Всего было запущено 5 станций «Алмаз»:
    — пилотируемые «Салют-2», «Салют-3», «Салют-5»
      а также автоматические модификации «Космос-1870» и «Алмаз-1».

   


   Серия пилотируемых орбитальных станций «Салют»
      «Салют» — серия пилотируемых орбитальных станций СССР (1971- 1986 гг).
  Под общим названием «Салют» на орбиту выводились долговременные орбитальные станции (ДОС) разработки ЦКБЭМ и орбитальные станции типа «Алмаз», разработанные ЦКБМ для задач Министерства обороны.
    «Салюты» выводились на орбиту с помощью ракеты-носителя «Протон».
 
     Ввиду высочайшей сложности и затратности создания ОС, их разрабатывали пока только СССР/Россия, США, Европа/ESA, Япония и Китай. При этом первые две страны имели полноценные ОС («Салют»-ДОС, первая в мире в 1971 г., «Алмаз»-ОПС, «Мир» в СССР и «Скайлэб» в США), а Европа и Япония — модули международной ОС (соответственно «Коламбус» и «Кибо»).


      ОКС «Салют-1»
 (Долговременная орбитальная станция ДОС-1, также «Изделие 17К» или № 121) — первая пилотируемая орбитальная станция СССР и мира.  Создана по программе гражданских орбитальных пилотируемых станций.
    Выведена на орбиту 19 апреля 1971 года.
   Общие параметры ДОС: масса - 18.6 т, длина - 13.6 м, максимальный диаметр -4.15 м, общий герметичный объем - 82 м3.
   ДОС состояла из трех отсеков: двух герметичных - переходного (ПхО) и рабочего (РО) - и негерметичного агрегатного (АО).
   Переходный отсек выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 2.1 м, общая длина ПхО со стыковочным узлом - 3 м
   Рабочий отсек - основное помещение станции, конструктивно был выполнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником длиной 1.2 м. Малый цилиндр имел диаметр 2.9 м и длину 3.8 м. Диаметр большого цилиндра-4.15 м, длина - 2.7 м (до стыка с АО).  Общая длина РО-7.7м, герметичный объем - 74 м3.
   Агрегатный отсек был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через конический переходник с цилиндрической оболочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м.

  
     ОКС «Салют-2»
(ОПС-1 или изделие № 101) по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз» массой 18,5 т была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 4 апреля 1973 с космодрома Байконур.

   Как космическая фалеристика "наградила" значком эту станцию (и военную, и которая  не  работала из-за технических неполадок, и  28 мая 1973г  в результате естественного торможения в верхних слоях атмосферы  упала в океан около Австралии.) - науке не известно (в коллекции автора такой значок единственный)!

    «Салют-3» - орбитальная космическая станция типа ОПС-3 (по программе Алмаз).
 
 
  Станция «Салют-3» («Алмаз-2») была оборудована 23-мм автоматической пушкой, сконструированной КБ Нудельмана для стрельбы в вакууме (система «Щит-1»). На ней поработал экипаж КК Союз-14, а КК Союзу-15 состыковаться не получилось.

   

    «Салют-4»
(ДОС-4 или № 124) — орбитальная космическая станция, была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К»
   Общие характеристики:
    Длина — 15,8 м Наибольший диаметр — 4,15 м Обитаемый объем — 90 м³ Стартовая масса — 18 900 кг
    Площадь солнечных батарей — 60 м² Количество панелей с.б. — 3 Мощность — 4 кВатт
    Количество причальных доков — 1
  Станция просуществовала более 2х лет, на ней поработали экипажи двух КК: Союз-17 и Союз-18, а у КК Союз-18-1 не получилось- они совершили суборбитальный космический полёт!
    Масса научной аппаратуры Салюта-4 составляла около 2 тонн, в её состав входили
     25 см солнечный телескоп ОСТ-1 (разработка КрАО), спектрометры (дифракционный КДС-3, для регистрации изотопов легких ядер СИЛЯ-4, солнечный КСС-2, ИК-телескоп ИТС-П), регистраторы метеорного вещества ММК-1 и нейтральных частиц «Рябина», масс-спектрометр «Спектр», датчик температуры верхней атмосферы «Эмиссия», аппаратура для наблюдения за Землей (КАТЭ-140, КАТЭ-500, БА-ЗК), телефотометр «Микрон», оборудование для медицинских и технологических экспериментов.

 
    «Салют-5»
((ОПС-3 или № 103, изделие 11Ф71) массой 19т.
  «Салют-5», как и «Салют-2» и «Салют-3» — орбитальные станции военного назначения (КБ Челомея), разрабатывались по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли.
    Предполагают, что на станции была установлена система «Щит-2» с двумя ракетами «космос — космос»
  На станции поработали экипажи двух КК Союз-21 и Союз-24, а КК Союз-23 состыковаться не смог.
   Основой орбитальной станции «Салют-5» является рабочий отсек (РО), представляющий собой цилиндр малого диаметра (диаметр 2,9 м, длина 3,5 м), соединённый конусной проставкой с цилиндром большого диаметра (диаметр 4,15 м, длина 2,7 м). Торцевые поверхности рабочего отсека образованы сферическими оболочками. Внутри корпуса по периметру установлена рамная конструкция, на которой закреплены агрегаты и узлы. Внутренним сечением рама образует квадрат, свободное пространство которого являлось обитаемой зоной для экипажа. Изнутри рама закрыта съёмными панелями, для удобства окрашенными в разные цвета (условный «пол», «потолок» и «стены»). В цилиндре малого диаметра размещаются центральный пост управления станцией, зона отдыха, места для хранения и принятия пищи, спальные места. В цилиндре большого диаметра размещаются научное оборудование, спортивные тренажёры, предназначенные для коррекции отрицательного влияния невесомости на организм космонавтов, в отдельном изолированном отсеке — космический туалет.

   Снаружи корпус станции покрыт экранно-вакуумной изоляцией, препятствующей перегреву на освещённой Солнцем части орбиты и охлаждению в тени Земли. Также экранно-вакуумная изоляция защищает станцию от микрометеоритов. Под «нижней стороной» цилиндрической части малого диаметра бытового отсека находятся радиаторы системы терморегуляции, излучающие излишнее тепло в космическое пространство.

   Газовый состав атмосферы на борту станции «Салют-3» по составу близок к Земному, поддерживались нормальное давление и температура. Углекислый газ, образовывавшийся при дыхании космонавтов, поглощался в регенеративных патронах, при происходящей химической реакции в атмосферу станции выделялся кислород.

   К заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека прикреплён по периметру агрегатный отсек (АО), в котором размещалась объединённая двигательная установка, которая работала на двухкомпонентном высококипящем ракетном топливе и топливные баки. Корректирующая двигательная установка (КДУ) и двигатели системы ориентации работали на общем топливе (тетраоксид диазота + несимметричный диметилгидразин), благодаря чему полёт станции не мог быть прерван из-за того, что закончилось однокомпонентное топливо для двигателей системы ориентации.

   По центру заднего конца цилиндра большого диаметра рабочего отсека находился переходной отсек (ПО), отделённый люком с герметичной крышкой. На заднем конце переходного отсека — пассивный стыковочный узел, снабжённый люком с герметичной крышкой для перехода в транспортный космический корабль «Союз». На боковой поверхности переходного отсека — люк для проникновение внутрь станции при строительных работах на Земле, а также теоретически люк мог служить для выхода космонавтов в открытый космос, однако на станциях «Салют-3» и «Салют-5» такая работа не планировалась, отсутствовали скафандры. Снаружи переходного отсека были установлены две поворотные солнечные батареи («крылья»).

 
     «Салют-6»
- орбитальная станция по программе гражданских пилотируемых станций СССР «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), предназначенная для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости. Первая станция второго поколения.
   
Станция «Салют-6» была модифицирована по сравнению со своей предшественницей по программе ДОС — станцией «Салют-4». Станция впервые была оснащена двумя стыковочными узлами, а также имела больший внутренний полезный объем и три панели солнечных батарей. Это дало возможность доставлять на станцию одновременно двумя пилотируемыми или грузовыми кораблями экипажи, топливо, воздух, воду, питание и одежду для космонавтов, а также новые научно-исследовательские приборы и оборудование для ремонта.
   Станция «Салют-6» состоит из трех цилиндрических отсеков, соединенных между собой коническими переходами. Длина станции — 14,4 метра. Максимальный диаметр — 4,15 метра. Внутренний полезный объём — 90,0 м³. Размах панелей солнечных батарей — 17,0 метров. Площадь панелей солнечных батарей — 60 м².


     «Салют-7»
— орбитальная станция по программе гражданских пилотируемых станций СССР «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), предназначенная для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости. Вторая и последняя станция второго поколения. Последняя станция серии «Салют».
   Станция «Салют-7» была модифицирована по сравнению со своей предшественницей станцией «Салют-6» и рассчитывалась на более длительный период эксплуатации (до 5 лет). Передний стыковочный узел был усилен для приёма тяжёлых кораблей-модулей ТКС, также увеличен объём внутреннего обитаемого пространства, улучшены бытовые условия для экипажа станции. По сравнению с предыдущими станциями установлены дополнительные солнечные батареи. Для выходов в открытый космос, на станции «Салют-7» применялись усовершенствованные скафандры Орлан, которые были рассчитаны на 6,5 часов работы в открытом космосе.
  Станция «Салют-7» состоит из трех цилиндрических отсеков, соединённых между собой коническими переходами, по порядку следования это: переходный отсек, рабочий отсек и агрегатный отсек. Длина станции — 14,4 метра. Максимальный диаметр — 4,15 метра. Внутренний полезный объём — 82,5 м³. Размах панелей солнечных батарей — 16,5 метров. Площадь панелей солнечных батарей — 60 м².

Последующие пилотируемые орбитальные станции
 
    Мир («Салют-8»)
— советская (позднее российская) орбитальная станция, представлявшая собой сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс.
Базовый блок. Внутри кают-компания, две индивидуальные каюты, герметичный рабочий отсек с центральным постом управления и средствами связи. В стенке корпуса — портативная шлюзовая камера. Снаружи 3 панели солнечных батарей. Имеет шесть стыковочных портов для соединения с грузовыми кораблями и научными модулями.
 Модуль "Квант". Астрофизический модуль нёс комплекс приборов для наблюдения космических рентгеновских источников. «Квант» также позволял проводить биотехнологические эксперименты в области антивирусных препаратов и фракций.
 Модуль "Квант2". Модуль дооснащения, для дополнительного комфорта космонавтов. Нёс оборудование, необходимое для жизнеобеспечения станции. Снаружи две поворотные солнечные батареи.
 Модуль "Кристалл". Стыковочно-технологический модуль. Внутри было научное оборудование разного назначения:  
 Модуль "Спектр". Геофизический модуль. С его помощью осуществлялся мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, медико-биологические исследования.
 Модуль "Природа". Нёс оборудование для наблюдений за земной поверхностью в разных длинах волн, а также для изучения поведения человека в условиях длительного космического полёта
 Модуль стыковочный. Этот модуль доставил шаттл «Атлантис» для обеспечения возможности стыковки шаттлов со станцией «Мир».

  
      МКС
(международная космическая станция) - пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран.
  
В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту.
  На 2013 год в состав МКС входит 14 основных модулей, российские — «Заря», «Звезда», «Пирс», «Поиск», «Рассвет»; американские — «Юнити», «Дестени», «Квест», «Транквилити», «Купола», «Леонардо», «Гармония», европейский — «Колумбус» и японский — «Кибо».
   Управление МКС осуществляется: российским сегментом — из Центра управления космическими полётами в Королёве, американским сегментом — из Центра управления полётами имени Линдона Джонсона в Хьюстоне. Управление лабораторных модулей — европейского «Колумбус» и японского «Кибо» — контролируют Центры управления Европейского космического агентства (Оберпфаффенхофен, Германия) и Японского агентства аэрокосмических исследований (г. Цукуба, Япония). Между Центрами идёт ежедневный обмен информацией.

 


Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS