Космонавтика на значках - Космическая фалеристика
Краткая новость
 
В марте 75 лет со дня рождения космонавта Савиных Виктора Петровича!
Страница новостей
 
Главная · Карта моего сайта · Словарь КосмоФал

Запуски АМС


Запуски АМС  (автоматических межпланетных станций)
(для более солидных проектов - отдельные странички)

      Серия  АМС "Зонд" запускавшихся в СССР с 1964 по 1970 гг.
 
    По этой программе запускались АМС 2х категорий:
  -
  АМС, предназначавшиеся для исследования Венеры и Марса с пролётных траекторий (Зонд-1 и Зонд-2), а также Луны (Зонд-3). Несколько космических аппаратов вследствие неудачных пусков, не получили наименования «Зонд» и порядкового номера или получившие наименование «Космос».
  -  АМС - космические корабли 7К-Л1, конструктивно базировавшиеся на основе пилотируемого корабля «Союз» (но без орбитального отсека), предназначенные для последующих пилотируемых облётов Луны в рамках советской пилотируемой лунной программы (Зонд-4 — Зонд-8, а также ряд неудачных пусков, не получивших порядкового номера или получившие наименование «Космос»).
  
 
    Серия АМС «Зонд-1» «Зонд-2» «Зонд-3»


 
«Зонд-1» (тип 3МВ) запущен    02.04.1964 , ракета-носиттелем  «Молния». Задача -  проверка работы бортовых систем, сбор научной информации вблизи Венеры.
  Итог - связь потеряна 14.05.1964 на удалении от Земли до 14 млн км, неуправляемый пролёт Венеры 14.07.1964

  «Зонд-2А» (тип 3МВ) запущен    04.06.1964 , ракета-носиттелем «Молния». Задача -  проверка на траектории к Луне бортовых систем АМС для полёта к Марсу.
Итог - взрыв ракеты-носителя на старте.

  «Зонд-2» (тип 3МВ) запущен    30.11.1964 , ракета-носиттелем «Молния». Задача -  проверка бортовых систем при полёте к Марсу.
  Итог - связь потеряна в мае 1965, неуправляемый пролёт Марса 06.08.1965.

  «Зонд-3» (тип 3МВ) запущен    18.07.1965 , ракета-носиттелем «Молния». Задача -  фотографирование обратной стороны Луны, передача изображения на Землю.
  Итог - пролёт Луны 20.07.1965. 
 
 
  
Запуск серии АМС: "Зонд -4" - "Зонд-5"- "Зонд-6"- "Зонд-7"- "Зонд-8"
   Это космические аппараты типа 7К-Л1 (на базе пилотируемого корабля «Союз», без орбитального отсека).

    
Запуск серии "Зонд-5" 
  «Зонд-5А» - запущен - 23.04.1968г., ракетой-носителем - «Протон».
  Программа- тестирование бортовых агрегатов с облётом Луны, возвращение спускаемого аппарата (СА) на Землю.
    После сброса головного обтекателя во время работы второй ступени ракеты-носителя произошло замыкание в системе управления кораблем, приведшее к вращению по крену. Сработала система аварийного спасения. Полёт был прерван, а СА возвращён на Землю.


  «Зонд-5Б»  - запущен - 21.07.1968г., РН - «Протон».
    Программа- тестирование бортовых агрегатов с облётом Луны и возвращение СА на Землю.
  Корабль до старта был повреждён струёй жидкого окислителя из лопнувшего бака блока «Д».
   Полёт был отменен.


  «Зонд-5»  - запущен - 15.09.1968г., РН - «Протон».
  Программа- облёт Луны, фотографирование Земли, возвращение СА на Землю

 Выполнено - облёт Луны 18.09.1968, возвращение СА на Землю и посадка\ приводнение 21.09.1968 в Индийском океане. 

 
      "Зонд-6"
- запущен 10.11.1968г., РН - «Протон».
   Программа - облёт и фотографирование Луны, возвращение СА на Землю с приземлением в заданный район.
  Выполнено - облёт Луны 14.11.1968, при возвращении на Землю 17.11.1968 на территории СССР СА разбился.  
      Серия   АМС  "Вега"
  
  «Вега» (название происходит от слов «Венера» и «Галлей») —
советские автоматические межпланетные станции, предназначенные для изучения Венеры и кометы Галлея. Были изготовлены два идентичных аппарата («Вега-1» и «Вега-2»), которые в 1984—1986 годах успешно выполнили свои программы полёта, в частности, впервые провели изучение венерианской атмосферы с помощью аэростатов.

    Научным руководителем проекта был академик Р. З. Сагдеев. В конструировании научных приборов и обслуживающих их систем участвовали учёные девяти стран: СССР, Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии. В проекте принимали участие Европейское космическое агентство, Япония, США. В СССР созданием научного комплекса проекта «Вега» занимался ряд научных учреждений и учёных, 12 человек были награждены Госпремией СССР (в 1986 году).
     Разработчики, специалисты НПО имени С. А. Лавочкина, считают что автоматические станции «Вега» вписали блестящую страницу в историю освоения космоса.
  

  «Вега-1» и «Вега-2» стартовали 15 и 21 декабря 1984 года с помощью ракеты «Протон».
    Через 6 месяцев полёта аппараты преодолели 45 млн км и приблизились к Венере. 9 и 13 июня 1985 года от «Веги-1» и «Веги-2» были отделены спускаемые аппараты, которые 11 и 15 июня доставили на Венеру посадочные аппараты и аэростатные зонды.

   Работа посадочных аппаратов - в процессе их снижения  измерялись характеристики облачного слоя и химического состава атмосферы. Была измерена концентрация серной кислоты в облаках, а также обнаружено присутствие серы, хлора и, вероятно, фосфора. Плотность облаков оказалась невысокой (по земным меркам), концентрация была максимальна в двух слоях, имеющих ширину 3—5 км и расположенных на высотах 50 и 58 км.
   Посадочные аппараты совершили мягкую посадку на ночную сторону Венеры в районе равнины Русалки, в точках с координатами 8.10° с. ш. 175.85° в. д. («Вега-1») и 7.14° ю. ш. 117.67° в. д. («Вега-2»).

   Работа аэростатных зондов - зонды произвели снижение на парашютах и после наполнения их оболочек гелием начали дрейф в атмосфере планеты на высоте 53—55 км, проводя измерения метеорологических параметров. Продолжительность работы обоих зондов составила более 46 часов.
    Давление на этой высоте составляло 0,5 атм, а температура — 40 °C. Данный облачный слой является наиболее плотным в атмосфере Венеры, и в нём, как предполагалось, наиболее отчетливо должна проявляться суперротация атмосферы Венеры — глобальное вращение атмосферы с востока на запад.
 Каждый зонд проработал около 46 часов и за это время пролетел под действием ветра около 12 тыс. км со средней скоростью 250 км/ч, измеряя вдоль трассы полёта температуру, давление, вертикальные порывы ветра, дальность видимости в облаках, среднюю освещенность и следя за наличием световых вспышек. Первый зонд дрейфовал вдоль экватора в северном полушарии, второй — в южном.
   Данные зондов показали наличие очень активных процессов в облачном слое Венеры, характеризующихся мощными восходящими и нисходящими потоками.

   Изучение кометы Галлея
 АМС «Веги» и комета Галлея двигались на встречных курсах, и скорость сближения превышала 70 км/с.  Трудность состояла ещё и в том, что заранее невозможно было рассчитать траекторию движения кометы с необходимой точностью. Уточнение орбиты кометы продолжалось вплоть до прохождения «Вег» мимо её ядра. Также благодаря информации, полученной от «Вег», удалось более точно подвести к комете европейский аппарат «Джотто» (на расстояние 596 км).
 6 и 9 марта 1986 года «Веги» прошли на расстоянии 8890 и 8030 км от ядра кометы.
   Передача изображений началась 4 марта. «Веги» передали около 1500 снимков внутренних областей кометы Галлея, в том числе около 70 изображений её ядра, информацию о пылевой обстановке внутри кометы, характеристиках плазмы, измерили темп испарения льдов (40 тонн в секунду в момент пролёта «Вег») и другие данные. Изображения ядра кометы были получены впервые в истории. По изображениям были определены размеры ядра (8×8×16 км), период вращения (53 часа) и примерная ориентация оси вращения, то, что вращается оно в ту же сторону, что и комета в своём обращении вокруг Солнца, отражательная способность поверхности (4 %), характеристики выбросов пыли, установлено наличие кольцевых кратеров. Кроме того, АМС обнаружили наличие сложных органических молекул.
   Последний сеанс связи со станцией «Вега-1» был проведен 30 января 1987 года. В нём было зафиксировано полное израсходование азота в газобаллонах. Последний сеанс со станцией «Вега-2», в котором на борт проходили команды, был проведен 24 марта 1987 года.
    В настоящее время «Веги» находятся в нерабочем состоянии на гелиоцентрической орбите.
  
Космонавтика на значках - Космическая фалеристика , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS